Второе за месяц землетрясение на Урале удивило даже сейсмологов
Второе землетрясение в Челябинской области за месяц удивило даже сейсмологов далеко за пределами УрФО. 5 сентября на Урале произошло самое страшное землетрясение за 100 лет — магнитуда толчков достигла 5,5 по шкале Рихтера. А 29 сентября толчки возобновились — силой в 4,5 балла. Погибших и пострадавших нет. В секторе мониторинга Уральского региона при Институте геофизики РАН уже ошиблись с прогнозом, сказав, что не ожидают новых инцидентов. Однако толчки снова случились в районе Катав-Ивановска на глубине 10 км. Почему землетрясение повторилось на Урале и ждать ли новых ЧП, рассказал в интервью «URA.RU» заведующий лабораторией континентальной сейсмичности и прогноза сейсмической опасности Института физики Земли РАН Алексей Завьялов.
— Алексей Дмитриевич, как простым языком объяснить толчки, которые почувствовали тысячи уральцев?
— Ситуация действительно необычная: второе землетрясение буквально за месяц. Но природа многогранна, с возрастом все больше это понимаю. Что такое землетрясение — это следствие разрыва, возникшего в глубинах земных недр. Там внезапно образовалась трещина. Это происходит, когда у горных пород не хватает прочности для того, чтобы сдерживать те напряжения, которые накапливаются десятилетиями. А в случае Урала, может, и столетиями. Трещина начинает излучать упругие волны, которые на поверхности земли ощущаются как землетрясение.
— То есть такая трещина теперь проходит под Уралом?
— Вообще, земная кора — это очень тонкий слой, в среднем он составляет 30-40 километров. На этой «яичной скорлупе» в масштабах всего земного шара человечество и живет. В вашем случае землетрясение было обусловлено накоплением тектонических напряжений. Накапливаются они вследствие перемещения тектонических блоков относительно друг друга. Либо у вас на Урале образовался новый разлом, либо проснулся разлом, о котором раньше не было известно. Все очень интересно в случае с первым толчком 5 сентября. Там было несколько десятков афтершоков — то есть последующих толчков меньшей магнитуды. Видимо, эта серия афтершоков не сняла те накопленные напряжения, и произошло новое землетрясение уже 29 сентября.
— Возникнут ли новые волны, третье землетрясение?
— Я получаю сводку срочных донесений из геофизической службы РАН. Сейчас трудно сказать. Но сообщения от жителей ваших регионов — очень важная информация для нас. Тут не жаловаться надо [на толчки], а сообщать сейсмологам о своих ощущениях. Специалисты и сами проводят опрос жителей.
— Прогнозирование здесь не имеет смысла или это вопрос денег?
— О прогнозировании тут речи идти не может совершенно. Даже если бы такая система прогноза существовала, она была бы в первую очередь на Камчатке, на Дальнем Востоке, но не на Урале. Это дорогое удовольствие, на него государство денег не дает. На Камчатке инструментальные сейсмические наблюдения начались еще в 1962 году.
— Тогда что должны делать местные сейсмологи?
— После этих двух событий, возможно, и геофизическая служба РАН, и ее региональные подразделения, одно из которых есть в Перми, будут обращать большее внимание на сейсмическую обстановку на Урале. Но денег на установку, на разворачивание новых станций нет даже в геофизической службе РАН, которая ответственна за регистрацию всех сейсмических событий на территории РФ. Если создавать автоматическую сейсмическую станцию — в несколько миллионов уложиться можно. Но если речь идет о стационарной… Финансирования нам на это не дают. В последние несколько лет служба была вынуждена даже закрыть несколько станций. Ситуация непростая.
— Урал на сейсмокартах стали обозначать как нестабильный регион еще с 1997 года…
— Насчет нестабильности вряд ли — это преувеличение. Согласно карте общего сейсмического районирования 1997 года, на Урале опасных зон нет. Вообще вся территория РФ относится к зоне сейсмических сотрясений с интенсивностью до пяти баллов. Урал относится как раз к пятибалльной зоне. Но в первом случае 5 сентября в эпицентре этого землетрясения в Катав-Ивановске было интенсивных сейсмических сотрясений на 7 баллов. Это хорошая встряска.
— Эти ЧП заставят переписать карту?
«Общая» карта меняется раз в 15-20 лет. Вполне возможно, что после этих событий следующая карта уже учтет произошедшие на Урале сейсмические события. Но может быть принята и временная схема.
Такой вариант уже был использован в 1995 году, когда произошло нефтегорское землетрясение на Сахалине магнитудой 7,6 по шкале Рихтера (прим.ред. — тогда стихия уничтожила целый поселок за 17 секунд, погибли более двух тысяч человек).
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!