Кого теперь посадят, а кого помилуют по статье об экстремизме?
Владимир Путин предложил внести изменения в статью 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Законопроект предусматривает замену уголовной ответственности на административную для граждан, которые впервые привлекаются к ответственности за публикацию «экстремизма» в интернете. По новой статье предусмотрен штраф до 20 тысяч рублей или обязательные работы до 100 часов или административный арест до 15 суток.
Однако в новой редакции сохранится уголовная ответственность за «тяжкую» вторую часть статьи 282 УК РФ: за преступления с применением насилия или совершенные организованной группой.
Пользователи интернета активно обсуждают одиозные случаи уголовных дел пользователей за «лайки и репосты», поэтому инициатива президента по изменению законодательства уже давно назрела, рассказал «URA.RU» политолог Вячеслав Смирнов. «Владимир Путин, видимо, ожидал, что депутаты Госдумы выступят с инициативой по либерализации 282 статьи еще в прошлом году. Однако он не выдержал и сам внес законопроект в парламент», — сказал политолог.
В последнее время 282 статья стала предметом повышенного общественного внимания из-за абсурдных дел, которые заводятся, как правило, в регионах, поэтому президент был вынужден прислушаться к обществу и смягчить закон, считает политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. По словам эксперта, несмотря на меньшее по сравнению с прошлым годом общее количество уголовных дел по 282 статье, уровень общественной толерантности к такого рода репрессиям снизился и людей такая правоохранительная практика все больше возмущает.
Напомним, по данным МВД, за первое полугодие 2018 года было возбуждено свыше 760 уголовных дел об экстремизме.
Собеседники агентства считают, что одной из ключевых проблем «антиэкстремистских» статей в правоприменительной практике стал факт его избирательного использования. Кроме того, в ряде случае правоохранительные органы недостаточно исследуют умысел и мотивы тех пользователей, кто поставил «лайк» и сделал «репост» экстремистских материалов в соцсетях.
В соцсетях активно обсуждают случаи, когда на людей возбуждали уголовные дела, по абсурдным, с точки зрения обывателя, причинам. Так, например, в марте 2015 года журналистка Полина Петрусева разместила на своей странице во «ВКонтакте» фотографию своего двора в Смоленске, датированную 1941—1943 гг., где виден флаг нацистской Германии. Причем изображение было взято из Интернета. Судья посчитала фотографию пропагандой и публичной демонстрацией нацистской символики. Другой похожий случай произошел в августе в Ставрополе, где студент Павел Карачаушев был осужден на трое суток административного ареста за репост во «ВКонтакте» фоторепортажа блогера Ильи Варламова из музея Второй мировой войны в Гданьске.
Тем не менее преступления экстремистского толка остаются серьезной угрозой российскому обществу, поэтому вторая часть 282 статьи останется без изменений, говорит Смирнов. «В интернете часто действуют организованные группы, которые проводят провокации в соцсетях, чтобы впоследствии спровоцировать социальные беспорядки или общественные и политические выступления. Поэтому тут нужно отделять одно от другого», — добавил эксперт.
Случаев тяжких преступлений по «второй части» 282 действительно хватает. В том числе и на Урале. Так, в 2013 году в Челябинской области именно по 2 части 282 были осуждены сразу пять членов террористической организации «Хизб ут-Тахрир (запрещена в России).
Поправки в закон выдерживают баланс между «опасными» и «неопасными преступлениями», считает Смирнов. По словам политолога, после вступления поправок в силу в Сети значительно снизится количество противоправных материалов, а за случайные посты люди смогут отделаться лишь штрафом. «Есть разные пользователи интернета: некоторые просто не понимают, что они публикуют, а другие специально привлекают к себе повышенное внимание», — резюмирует он.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!