Что происходило в VIP-зоне команды России на выборах города Экспо-2025
«Зато Екатеринбург приобрел опыт», «виной международная политика» — звучат сейчас комментарии борцов за Экспо-2025 в России. Еще в начале дня у VIP-россиян в Париже было другое настроение (мечты о банкете, купании в Сене и больших перспективах), передает шеф-редактор «URA.RU» Иван Некрасов с места события.
Дипломатические кулуары гудят даже за несколько часов до выбора города Экспо. Переговоры не заканчиваются: владелец «Трубной металлургической компании» Дмитрий Пумпянский, рассказывают источники, назначил на день голосования несколько встреч и, по слухам, даже убедил Сейшелы и одну западную страну голосовать за Екатеринбург.
В общении с делегатами Международного бюро выставок чиновники обещают увеличить квоты на образование и протекцию бизнесу, а предприниматели договариваются о совместных проектах, говорит высокопоставленный источник. На глазах «URA.RU» из VIP-комнаты, где расположилась российская делегация, вышли два представителя Бенина (небольшое государство на западе Африки). Между прочим, тоже голос — такой же, как Канады или США, замечает один известный екатеринбуржец.
Усиливает оптимизм финальная презентация города перед Международным бюро выставок. Чиновники признаются: их ободряет видеообращение Владимира Путина к делегатам МБВ. Президент называет Екатеринбург промышленным, образовательным центром, городом уникальных творческих людей. «Владимир Владимирович [Путин] умеет посмотреть каждому в глаза», — резюмирует потом один из видных россиян.
Еще один пик презентации — видео, демонстрирующее организацию ЧМ-2018 (оно должно подтвердить, что уральская столица готова к масштабнейшим мероприятиям планеты). В конце ролика звучит «Калинка-малинка», которую поют в коридоре гости МБВ из разных стран — заразились.
В перерыве к губернатору Евгению Куйвашеву подводят представителя одной из стран Европы: переубедили. «Очень мощная презентация», — говорит он и обещает, что его государство поддержит Екатеринбург. Улыбаются, жмут руки, но голосование тайное — как проверишь? «По нашим подсчетам, должны победить», — говорит один из чиновников, и сам признается: «Если не обманут. Но от этой надежды настроение улучшается».
Никто уже не вспомнит вчерашнюю новость о решении премьера Дмитрия Медведева не приезжать на финальное заседание. Родилось объяснение: у МБВ — строгий протокол, который не совпадает с еще более строгим уставом одного из первых лиц.
К тому же не приехал японский премьер Синдзо Абэ и даже зампредседателя азербайджанского правительства Мехрибан Алиева (жена президента лично курировала заявку своей страны на Экспо).
Российские журналисты в курилке обсуждают, что квартиры екатеринбуржцев взлетят в цене. «Коэффициент — 2», — тут же отмечает мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. Начинается разговор, что уральская столица, получив Экспо, увеличит шансы на масштабные игры Универсиады-2023: так федеральный центр может сэкономить на вложениях в инфраструктуру.
Глава заявочного комитета Экспо Александр Чернов, по слухам, обещает искупаться в Сене в случае победы. В течение дня оптимизм растет вместе с количеством желающих присоединиться к лихому пари.
Ожидание результатов голосования — самое томительное время. Вот глава делегации России министр промышленности Денис Мантуров показывает что-то на телефоне владельцу «Трубной металлургической компании» Дмитрию Пумпянскому и владельцу ЧТПЗ Андрею Комарову. Выдержку показывает бизнесмен Виктор Вексельберг (ГК «Ренова»), сидящий в отдельном белом кресле. Евгения Куйвашева, разминающего ноги, спрашивают: можно ли пойти покурить? Он качает головой: никто не знает, когда будут результаты.
Многие отвлекаются с помощью телефона. Владелец компании «Сима-ленд» Андрей Симановский снимает происходящее. По мессенджерам ходят картинка Ждуна с эмблемой екатеринбургского Экспо и шутка: «Позвоните [главе ЦИК Элле] Памфиловой».
А у главы еще старого, заявочного комитета Экспо-2020 Эрика Бугулова звонит телефон. Он долго не может его выключить, поэтому рингтон — одна из песен ABBA — звучит в тихом зале настолько долго, что владелец телефона может почувствовать себя неловко. Но не Бугулов: через несколько минут он обсуждает что-то насчет сальсы.
Когда наконец на экране меняется картинка (1 — Азербайджан, 2 — Россия, 3 — Осака), зал восклицает: как такое возможно? Но через несколько секунд становится понятно: это лишь порядковые номера для голосования за место проведения Экспо. Тут же появляется растущая цифра: сколько голосов обработано. Большинство снимает подсчет на смартфон. Стоит гул, как в опасные моменты на футболе.
После результатов первого тура (23 — Баку, 48 — Екатеринбург, 85 — Осака) уже все понятно: России не преодолеть значительного отрыва от Японии на образовавшемся втором этапе голосования.
Гости «випки» не верят и подходят к главе заявочного комитета Александру Чернову: «Ну, что скажешь?» Он: «Без шансов». Так и выходит во втором туре: Екатеринбург — 61, Осака — 92. Никто даже не замечает, что почти все голоса за Баку перешли к нам, россияне начинают расходиться.
Мантуров проявляет себя как лидер российской делегации: «Я хотел бы выступить». Министр отмечает, что Екатеринбург улучшил свои показатели. Борясь за Экспо-2020, Екатеринбург получил в финальном раунде 47 голосов (а наш противник Дубай — 116), а нынче — 61. Помимо благодарностей, во время которых присутствующие собрались вокруг него, Мантуров говорит, что у России немного друзей, но и те, как мы увидели, порой могут изменить симпатии.
После в компании Куйвашева и Высокинского он покидает штаб-квартиру МБВ стремительно (быстрее вышел только Вексельберг). Им предстоит оперативно обсудить проигрыш и, как велит протокол, приехать на праздничный вечер японской делегации.
Остальные еще разбирают куртки и неловко прощаются. «Хоть выборы города Экспо и называют тайными, получить персонализированные результаты голосования (кто с какого пульта проголосовал) — дело техники. После проигрыша заявки на Экспо-2020 мы частично имели эту информацию, и учитывали ее в новой кампании. Но толку махать кулаками после драки?» — грустно заключает источник «URA.RU», пока все быстро прощаются. Сказывается усталость: пока нет ни желания реванша, ни эмоционального горя, ни планов на будущее.
— Ты куда? — спрашивает один российский бизнесмен другого (до этого они собирались в ресторан в случае победы, других вариантов не придумывали).
— Даже не знаю теперь, — отвечает тот. Все грустно смеются и разъезжаются.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!