Полковника ФСБ лишили российского гражданства
Сотрудники полиции Омска провоцируют федеральный скандал, лишив российского гражданства людей, которые много лет жили с российскими паспортами. Среди них полковник ФСБ, проходящий сейчас службу на границе. Отстоять свои права сибирякам помогают уральцы. 19 декабря — ключевой суд по делу этой семьи.
Дмитрий Т. и его супруга Ассоль в 90-х годах проходили службу в погранвойсках на Памире. В 1997 году у них родилась дочь Евгения. Поскольку роддома в воинской части нет, на роды мать уехала к родителям (жившим в тот момент в Алма-Ате), но вскоре после рождения дочери мать вернулась с ней в гарнизон. Когда дочке исполнилось два года, семья переехала в Москву: отец начал учебу в Академии погранвойск. Там же, в столице, в 2000-м году отец и мать получили российские паспорта (до этого у них были паспорта Советского Союза и воинские билеты).
По окончании учебы отца семья переехала в Омск, но вскоре распалась: мать с дочкой остались в Омске, отец отправился продолжать военную службу. В 14 лет дочь Евгения получила российский паспорт, окончила школу, поступила в вуз. В 20 лет обратилась за заменой документа, но вместо нового паспорта ей выдали справку об отсутствии у нее российского гражданства. От ее матери сотрудники полиции также потребовали сдать паспорт, но она отказалась.
Мать и дочь подали иск в суд на действия сотрудников подразделений по вопросам миграции, помогать им отстаивать свои права взялись юристы из Екатеринбурга. «Когда мать Жени обратилась за письменным разъяснением, ей ответили, цитируя закон Казахстана, что, мол, родители Евгении, пусть даже военнослужащие, гражданства России не имели, а их дочь на территории России проживает незаконно и обязана будет выехать», — рассказала «URA.RU» президент «Уральской ассоциации беженцев» Людмила Лукашева.
Самое интересное, что такой же «вердикт» полицейские и суд вынесли и отцу девушки: «признать у … (Дмитрия) наличие гражданства Республики Казахстан». Такой вывод полицейские и суд Омска делают, исходя из законодательства Казахстана: гражданами этой республики признаются те, кто на 1 марта 1992 года (день вступления в силу закона о гражданстве Казахстана) проживал на территории этой страны. Полицейским даже удалось разыскать его: оказалось, Дмитрий сейчас — полковник ФСБ, он продолжает служить на границе.
18 сентября 2018 года Октябрьский районный суд оставил исковое заявление Ассоли и Евгении без удовлетворения (принял сторону сотрудников полиции). В отчаянии Ассоль написала письмо министру обороны Шойгу — Минобороны переправило его в МВД и оно спустилось в Омск. «Кому еще писать? Только Путину! Или господу Богу? — говорит в отчаянии женщина. — Или устроить самосожжение на площади? Боюсь, и до этого дойдет! Будет очень зрелищно, приезжайте!»
Юристы «Уральской ассоциации беженцев», будучи экспертами в миграционном законодательстве (за год они готовят десятки заключений по вопросам гражданства) убеждены: омские полицейские вынесли неверное заключение об отсутствии у семьи российского гражданства: люди, имевшие гражданство России (СССР) с рождения или те, чье гражданство уже признано Россией, не могут быть лишены его.
Ассоль и Евгения обжаловали решение суда первой инстанции, 19 декабря в Омском облсуде состоится рассмотрение их апелляционной жалобы. Правда, надежд на справедливое правосудие у них почти нет. «Будет не суд, а очередное судилище над нами», — убеждена Ассоль.
Связаться с Евгенией редакции не удалось: мать отказалась давать ее контакты, пояснив, что оберегает дочь от лишнего стресса. «Представьте, каково ей! — говорит Ассоль. — Человека лишили возможности жить полноценно: сказали, что передвигаться можно только из дома до института и обратно. Больше никуда: если остановит милиция, то это будет задержание. Как жить?»
«ФМС зачем-то затеяла эту странную процедуру с проверкой ранее выданных паспортов еще лет 10 назад, — комментирует ситуацию президент „Уральской ассоциации беженцев“. — В 2009 году Генпрокуратура предложила ФМС прекратить практику изъятия российских паспортов. В 2018 году двое граждан даже выиграли дело в Европейском суде по правам человека („Дело Аплеева и Джалагония против России“): ЕСПЧ признал их правоту, обязав Россию выплатить каждому по пять тысяч евро. Но, несмотря ни на что, такие проверки продолжаются. Гражданства лишают целые семьи: взрослых, стариков, детей. В своем рвении сотрудники миграционной службы МВД готовы депортировать беременных, пожилых. Сколько это может продолжаться?»
Агентство обратилось в Главное управление МВД по Омской области с просьбой прокомментировать данную историю. В ведомстве попросили прислать письменный запрос (отправлен). «URA.RU» будет следить за развитием ситуации.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!