До приговора по бойне в Цыганском поселке — сутки, но уже все понятно
В Свердловском областном суде 21 января огласят приговор участникам нападения на дом казака в Цыганском поселке Екатеринбурга. Своей участи ожидают 19 человек, девять из них находятся за решеткой: это «Дима-цыган» Пестриков, собравший толпу, чтобы отомстить за оскорбление казаку-спецназовцу Олегу Шишову, родственники цыгана и спортсмены из клуба единоборств «Храбр». Как изменилось их отношение к событиям двухлетней давности? Какого приговора ожидают они? Что думают сегодня те, кто защищался?
Какого приговора ждут защитники дома казака?
«Приговор должен быть обвинительный, — считает адвокат Сергей Колосовский, чья команда отстаивала интересы казака Шишова и его друзей-Дутовых, которые помогали ему обороняться. — Но я не сторонник драконовских сроков: те, кто в клетке, и так уже наказаны».
«Сторона обвинения дала свою оценку: многих пожалели, но некоторым грозят суровые сроки, — заявил „URA.RU“ главный герой истории — спецназовец Олег Шишов. — Я с этим согласен: по их вине погибли люди, они их подставили, а мы были вынуждены применить оружие. Но многих гособвинение просто пожалело» (шестерым прокурор запросил условный срок — прим. ред.)
По словам Шишова, лишь один момент в деле его не устраивает. «Там есть такая фигура — Алиса Дутова, дочь моего друга Александра, — напомнил он.
— Она по делу вообще не проходит, хотя это она привезла людей к моему дому.
Она могла бы не говорить адрес, не показывать, где мы живем, и тогда всей этой истории вообще не было. Она — прямой соучастник, но ее никак не привлекли».
Больше года назад Шишов вместе с семьей был вынужден переехать из Екатеринбурга в Крым. По его словам, им удалось обустроиться, но своим жильем пока не обзавелись — приходится жить на съемном. Возвращаться в Екатеринбург семья не планирует: после событий на Депутатской и угроз, которые продолжали поступать в их адрес, Шишовы решили, что это небезопасно.
«Я ожидаю от суда справедливости, — заявил „URA.RU“ спецназовец Алексей Дутов, который, по версии следствия, произвел по нападавшим 25 выстрелов из карабина „Вепрь“ (в результате стрельбы, напомним, двое погибли, несколько человек получили ранения). — То, что нападавшие не признают вину, наглядно показывает, какие у них ценности. Вину признал только один (Руслан Оглы, который пошел на сделку со следствием и чье дело рассматривалось в особом порядке, — прим.ред.). Остальные, получается, считают себя правыми? Что могут дать обществу такие люди?»
Какого приговора ждут нападавшие?
«Мой подзащитный и его друзья стали старше и теперь по-другому смотрят на те события, — заявила «URA.RU» Оксана Зиновьева, адвокат Андрея Подоруева, одного из обвиняемых. — Не буду говорить за цыган, но среди ребят-спортсменов большей частью были несовершеннолетние.
Бесшабашная юность, когда один сказал «поехали!», а куда — уже неважно, прошла. Теперь они трижды подумают перед тем, как поехать: опыт дался дорогой ценой!».
По словам защитницы, позиция Подоруева и его друзей остается неизменной: они считают себя невиновными. «Да, они приехали, встали. Но как, например, мой подзащитный мог участвовать в массовых беспорядках, не ведя активных действий? — говорит адвокат. — Массовые беспорядки — это погромы, крушение, нарушение общественного порядка — с его стороны этого не было. Поэтому ждем, какое решение примет суд. Как адвокат, я хотела бы оправдательный приговор: это было бы объективно и обоснованно. Но реально, я думаю, дадут года три условно».
Связаться с адвокатом организатора беспорядков Дмитрия Пестрикова, а также с его гражданской женой Алисой Дутовой не удалось: несмотря на переданные им сообщения, никто не перезвонил.
Как помог резонанс?
Как и в другой знаменитой истории — о нападении на поселок Сагра — в случае со стрельбой на улице Депутатской в отношении оборонявшихся были возбуждены уголовные дела, а нападавших силовики поначалу даже не искали. Перевернуть ситуацию помогли выступления в СМИ защитников дома, после которых они под прицелом фотокамер отправились в полицию сдавать оружие. По словам адвокатов, это было сделано из принципиальных соображений.
«У меня и коллег, которые работают со мной, есть позиция: мы максимально открыты по отношению к обществу и к „органу чувств“ этого общества — журналистам, — заявляет Сергей Колосовский. — Еще до Сагры у нас была другая громкая история — дело профессора Белоглазова [Сергея, избитого сотрудником милиции в 2010 году]. Когда руководство полиции обратилось ко мне с просьбой защитить ППСника, в СМИ уже была массовая истерия: профессора пытают, профессора мучают. Вася Федорович [осужденный за убийства] дал пресс-конференцию, и общественное мнение было против нас. Тогда я собрал людей и рассказал, как все было на самом деле».
По словам адвоката, чем раньше предавать дело огласке, тем лучше — история со стрельбой на Депутатской в этом плане — идеальный пример. «В первые дни мы общались с прессой о происшествии на Депутатской сутками напролет».
Какое значение будет иметь приговор по стрельбе на Депутатской?
По словам адвоката Колосовского, постановка приговора по этому делу вновь подтвердит: правосудие встает на сторону тех, кто себя защищает. По крайней мере, на Урале. «В нашем регионе с этим всегда было все нормально, за исключением последнего случая с Владом Рябухиным [«очкариком», давшим сдачу кавказцу], когда суд искусственно вывернул ситуацию на отсутствие необходимости в самообороне, — говорит защитник. — В остальном тенденция такова: человек имеет право защищаться, в том числе с оружием в руках.
Правда, по словам адвоката, нехорошую службу служат резонансные дела, связанные со спортсменами: их начинают судить строже, чем «обычных людей». «Это неправильно: каждый человек, независимо от возраста, подготовки, работы и прочего имеет право защищаться, — говорит Колосовский. — Спортивная подготовка не имеет юридического значения, так же как и вооруженность: в нашем случае у казаков была реальная угроза жизни, значит, они могли защищаться, в том числе с применением оружия. В законе есть даже оговорка, что если нападение имело внезапный характер, то любые действия обороняющегося лица не являются превышением пределов необходимой самообороны. То есть, если на человека ночью наставили пистолет, а у него есть свой, то он имеет право сначала выстрелить, а потом подумать».
Видео, в котором «Дима-цыган» рассказывает свою версию событий
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!