Четыре торговые сети договорились, как поделят супермаркеты в России
Четыре российских торговых сети — «Лента», X5 Retail group, «Дикси» и «Магнит» — вошли в топ-40 самых быстрорастущих в мире, говорится в рейтинге аудиторской компании Deloitte. В свежем докладе Российского экономического университета им Г. В. Плеханова отмечается, что по итогам 2018 года доля организованной торговли в России достигла 94,4%. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем и означает ли это, что покупателей лишат возможности выбора и качественных фермерских продуктов, объясняет «URA.RU».
То, что происходит сейчас, не предел присутствия крупных игроков на рынке, считает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Карпов: «У нас торговля развита очень незначительно в отличие от Европы и Америки, поэтому все эти сети могут увеличиться еще в два раза. В этом отношении они друг друга подталкивают: если один показывает положительную динамику, отставать нельзя, иначе можно потерять свою долю на рынке».
Активно идет экспансия в регионах, где сети развертывают собственную оптово-распределительную инфраструктуру и базу поставщиков, уточняется в докладе экономического университета. Кроме того, четыре крупнейших игрока рынка приобретают права аренды у других торговых сетей. Например, Х5 Retail Group на этих условиях в 2019 году приобрела башкирскую сеть «Полушка» из 99 магазинов.
В Москве и Петербурге, подчеркивается в докладе, сети стремятся достичь максимально разрешенной антимонопольным законом доли 25%, то есть полностью поделить рынок на четыре части.
В этой ситуации фермерам и маленьким производителям на полку крупных торговых сетей не пробиться, считает представитель ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Роман Черниговцев. «Предположим, вы торговая сеть и в ваших магазинах вы ежемесячно продаете 100 тонн картошки. Для снижения логистических затрат у вас есть централизованная доставка в каждую из точек из единого распределительного центра. К вам приходит фермер и говорит, что хочет попасть на полку, но его месячная производственная мощность только 5 тонн. Но вам-то нужно обязательно 100, и непременно со стабильным качеством, всегда в требуемом объеме и в хорошей упаковке. И вы отвечаете, что, во-первых, для того чтобы поставить его в ассортиментную матрицу, нужно кого-то другого из нее вывести. Это несправедливо да и нарушит условия договора с каким-то другим поставщиком», — объясняет он.
Карпов полагает, что для того, чтобы фермерские продукты появлялись на полках сетевых магазинов, мелким хозяйствам нужно объединяться в кооперативы. «Во всем мире есть компании, которые рождались из кооперативов и до сих пор существуют. Сто фермеров в составе могут формировать объем, а сам кооператив уже отвечает за продвижение продукции в торговые сети. У нас к этому пока сложный подход из-за недоверия друг к другу», — уточняет эксперт.
Он отмечает, что масштабные сети имеют ограниченный ассортимент и невысокое качество товаров, однако покупатель в этом случае «голосует ногами»: «Преимущество у сетей эконом-сегмента, так как из-за тяжелого положения в стране потребителя интересует только цена».
На ситуацию на рынке в большой степени влияют сами потребители и государство, говорит руководитель экспертного центра Союза потребителей «Росконтроль» Максим Рудаков. «В силу своих возможностей люди пока не готовы приобретать более качественные продукты. А когда они ими заинтересуются, при увеличении сбыта и производители смогут снизить цену и сами сети смогут немного расслабиться, ведь для них главное — реализовать товар, иначе придется выбрасывать или перепродавать по низкой стоимости», — рассказал он «URA.RU».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!