Страны бывшего СССР вслед за Эстонией откажутся от русского языка
Постепенный уход русского языка из школ стран бывшего СССР, несмотря на сопротивление Москвы, неизбежный процесс, убеждены эксперты. Политологи, экономисты и историки рассказали «URA.RU», как неминуемое исчезновение русскоязычных школ из постсоветских государств может отразиться на внешней политике и культуре России.
Накануне президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что в ее стране нет смысла сохранять русскоязычные школы. «Думаю, что однажды, когда мы перейдем на модель обучения, при которой в средних школах образование будет только на эстонском, у нас будет какое-то небольшое количество школ с углубленным изучением русской культуры, литературы, языка», — рассказала эстонский лидер.
Политический географ Дмитрий Орешкин уверен, что заявление Кальюлайд — очередной шаг в большом процессе вымирания русского языка в бывших союзных республиках. По мнению эксперта, уход языка из культуры начинается с его ухода из системы образования. «Русскоязычных школ [в Эстонии] станет меньше однозначно. И это означает, что наш язык все больше теряет свое влияние в мире. Его повсеместно заменяют английским, немецким, китайским, реже — французским. Русский перестает быть мировым языком, это тенденция», — считает Орешкин.
Однако политолог не находит в этом ничего удивительного. Как утверждает Орешкин, Россия сама виновата в этих процессах. «Язык является неотъемлемой частью государства, на котором в нем говорят. Значит, страны отворачиваются не только от русского языка, но и от России. Ошибка власти в том, что Москва вкладывает деньги в оружие, а не в развитие и популяризацию культуры и языка», — рассказал эксперт.
Отказ от русского языка в странах бывшего СССР — это в первую очередь политически мотивированное решение, полагает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук Николай Межевич. «Наличие в Эстонии русскоязычного среднего и высшего образования, как и возможность говорить и думать на русском языке, является реальной угрозой только для эстонских радикалов. У Кальюлайд, конечно, позиция иная, более консервативная, и на фоне взглядов радикальных эстонцев позиция власти [по русскому языку] выглядит более сдержанной. Однако это по-прежнему политические решения, это положения внутренней политики государства», — убежден эксперт.
«России никуда не деться, Эстония — это суверенное государство. Такую же крупную русскоязычную диаспору можно встретить только в Латвии, где на наш язык подобные гонения, — отмечает Межевич. — Другие же страны, как, например, Украина, пока далеки от таких гонений. Но это только пока. Потому что в той же Украине сейчас все развивается по прибалтийскому сценарию».
Русский язык, как и любой другой, совершенно не нужен в зарубежных странах, заявил специалист по постсоветскому пространству Александр Сытин: «Зачем в Эстонии, в государстве, которое является членом Евросоюза, русский язык?» Эксперт выразил уверенность в том, что уход русского языка из эстонских школ назревает уже не один десяток лет. «Еще с 1991 года стоило бы начать реформировать систему образования в Эстонии. Много лет назад стоило сделать ее моноязычной», — подытожил историк.
Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский считает, что, несмотря на все притеснения, в Прибалтике понимают значимость русского языка для государства и культуры.
«Безусловно, там, в Эстонии или в любой другой постсоветской стране, понимают, что русский язык знать надо. Россия для них — соседняя страна: хочешь вести бизнес — учи русский, хочешь получать образование — учи русский.
И в то же время местные русскоязычные также понимают, что их детям важно знать эстонский», — рассказал Вардомский.
Спикер подчеркнул, что эстонские власти будут убирать русский язык из системы образования с бережливостью и уважением к местным жителям: «Эстонизация происходит, это неизбежно. Это происходит во всем бывшем СССР, но в Эстонии это делается мягче и либеральнее, чем, скажем, в Литве и Латвии. Образование — это очень важный элемент самоидентичности. И, судя по всему, в прибалтийских республиках со временем хотят сделать русских лояльными, „местными“. И, пожалуй, это своего рода реваншизм за все годы СССР».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!