9 мая — День Победы не для всех
Накануне 74-й годовщины победы СССР в Великой Отечественной войне медиапространство заполонили споры на тему истории и отношения к самому событию. Сначала писательница Елена Чижова обвинила Сталина в пособничестве Гитлеру. Такая точка зрения тут же нашла поддержку со стороны историков, а оппоненты литератора потребовали завести на нее уголовное дело. Вслед за этим неоднозначное высказывание о ненависти к событиям 1941—1945 годов допустила актриса Чулпан Хаматова. По мнению экспертов, излишняя милитаризация и официозность 9 Мая может привести к еще большему расколу общества, но отказаться от масштабного празднования Россия не может по объективным причинам — в таком случае День Победы исчезнет совсем.
День Победы с каждым годом оттесняет все другие памятные даты, становясь фактически единственным опорным государственным праздником, заявил в беседе с «URA.RU» директор «Левада-Центра» Лев Гудков. По его словам, это стало результатом государственной пропаганды и разворота в сторону традиционализма. Таким образом, память о войне — это главный идеологический ресурс нынешнего режима, констатирует он. «Других оснований для национальной гордости, кроме морального капитала в виде победы над фашизмом, сегодня нет. Остальные успехи не исчезли, а просто потеряли в цене», — сказал социолог.
Он видит
опасность в том, что из дня памяти и скорби 9 Мая превратилось в праздник самовосхваления, милитаризма и утверждения превосходства над другими странами.
Гудков указал, что популярный в последние годы лозунг «Можем повторить!» стал сочетанием массовых ожиданий и риторики властей, основанной на исключительности России. «Россия утверждает себя в борьбе с враждебным Западом, который, дескать, навязывает нам чужие ценности. Важно, что здесь большую роль играет роль образ врага, причем не важно, кто это. Фашистов уже нет, но есть Запад, по отношению к которому мы демонстрируем собственное превосходство — моральное, военное и культурное», — пояснил эксперт.
В этой связи, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, столь важный праздник в некоторых проявлениях «выглядит невротичным». «Это объясняется неуверенностью в сегодняшней России и в ее положении в мире. Нельзя, чтобы праздник становился излишне официозным. Важно, чтобы День Победы инструментально не использовался для решения текущих конъюнктурных задач, административного контроля, получения лояльности населения и положительного восприятия текущего режима», — подчеркнул политолог.
Иной точки зрения придерживается генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, который указывает, что сейчас идет жесткая переоценка результатов Второй мировой войны. Поэтому такая реакция российской власти вполне закономерна.
«Историю пишут победители, а США считают себя победителем в холодной войне поэтому пытаются перелицевать историю и переоценить результаты войны в целом.
Это является крайней опасным, потому что нарушение баланса может привести к третьему глобальному столкновению — уже с применением ядерного оружия», — подчеркнул он. Мухин добавил, что благодаря Дню Победы Россия сосредотачивается, вырабатывая «инстинкт самосохранения». «В 90-х и нулевых годах он находился в спящем режиме, потому что мы не воспринимали Запад как враждебную среду. К тому же теперь, благодаря Западу, Россия испытала потребность в модернизации своих вооруженных сил. Так что этот праздник мы будем праздновать всегда. Это важно — чтить память», — сказал политолог.
В осмыслении памятной даты и кроется отношение к празднику в России и на Западе, так как последствия войны для каждой из стран разные, указывает Ремизов. «Для Франции это по ряду причин неприятная страница истории, британцы же после войны растеряли свою колониальную мощь, а Восточная Европа неоднозначно относится к СССР в послевоенный период», — заявил политолог.
На восприятие Дня Победы влияет и текущая политическая ситуация, добавляет политолог Леонид Давыдов. «Отношение к историческому процессу всегда зависит от текущего положения вещей. Достаточно взглянуть, как менялось отношение к 9 Мая в первые годы после войны и уже потом, когда стали массово отмечать, когда города стали получать звания героев и когда появились военные парады», — сказал он.
В этой связи характерно отсутствие на Параде Победы в Москве иностранных лидеров, добавляет Мухин. «Тут работает прямой запрет со стороны США и Великобритании на посещение странами — членами альянса НАТО — этого мероприятия. Это прямой, жесткий и совершенно беспринципный запрет», — пояснил эксперт. Возможно, партнеры России и хотели бы это сделать, полагает Мухин, но последствия, которыми пригрозили им США и Великобритания, будут для них катастрофическими, заключил политолог.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!