Почему пилоты погубили Sukhoi Superjet 100?
Пилоты самолета Sukhoi Superjet 100 совершили ряд критических ошибок, которые привели к катастрофе и десяткам человеческих жертв в аэропорту Шереметьево, сообщили СМИ со ссылкой на расшифрованные данные с черных ящиков самолета. Так ли однозначна вина пилотов в трагедии и что повлияло на их действия в экстренной ситуации, выяснило у экспертов «URA.RU».
15 мая СМИ раскрыли данные черных ящиков загоревшегося в Шереметьево Superjet. По словам специалистов, на которых ссылается издание «Коммерсант», пилоты Денис Евдокимов и Максим Кузнецов, управляя лайнером вручную, опасно разогнали воздушное судно перед приземлением и перевели его в режим пикирования. Это привело к отскокам самолета от полосы, в результате чего задние стойки шасси продавили топливные баки и начался пожар.
Возможной причиной трагедии могло стать то, что пилотам не хватило хладнокровия, полагает летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. «Они с облаков вывалились напряженные. Отказ электросистемы никогда до конца не понятен. Его надо рассматривать в настоящем времени, а они рассматривали в будущем: не знали, что еще с ней произойдет», — пояснил эксперт агентству. По его словам, пилоты решили прижать самолет к полосе и не уходить на второй круг из-за той же неопределенности.
«Пилота нужно выбирать по стрессоустойчивости — крепкие ли у него нервы.
Второй толчок [при посадке] — уже грубое нарушение, третий — это преступное нарушение», — отмечает Базыкин.
Авиаэксперт считает, что ради недопущения подобных ситуаций в будущем пилотов нужно обучать так, чтобы они не воспринимали ситуацию авиационного происшествия как катастрофическую.
Ошибки пилотов оказались на уровне курсантов летного училища, заявил агентству заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. «Прогрессирующая скорость исправляется уходом на второй круг. А там все было сделано наоборот, потому что командир корабля был недоученный», — резко высказался эксперт в беседе с «URA.RU». По его словам, самолету необходимо было выработать топливо после неудачной попытки посадки либо «не подходить на повышенных скоростях и не отдавать ручку от себя». Сытник заметил, что к самому воздушном судну в этом случае претензий нет: когда ты так стучишь им о взлетную полосу, какой выдержит такую перегрузку?»
По словам экспертов, система обучении пилотов в России «убита». «Все частные школы закрыли под любым предлогом. Государственные — без инструкторов, без топлива и самолетов», — заметил Сытник. Подтверждает эту точку зрения и ведущий эксперт Института Экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко: по его словам, система образования отстает от потребностей авиакомпаний, а вопросы подготовки нужно предъявлять, в первую очередь, к последним.
«С развитием интеллекта самолета пилот больше наблюдает, чем работает руками, — эта проблема поднимается давно и признана многими компаниями и властями. У современных пилотов есть банальный дефицит практики и ручного управления. Когда отказывает электроника, у них появляется стресс», — отмечает эксперт. Крамаренко поясняет, что к авиакатастрофе привело сочетание факторов: неверная логика экипажа наложилась на отказ техники.
Несмотря на это, основная ответственность, по словам собеседников, скорее всего, ляжет именно на пилотов. «Я боюсь, что пилота в этой ситуации могут выставить крайним, — говорит „URA.RU“ заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов. — Но, учитывая то, что комиссию поручил создать президент, и ее члены — высокие профессионалы, думаю, что истину мы все-таки узнаем».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!