Буддисты грозят остановить работу крупного уральского предприятия
Пока в Екатеринбурге решают вызвавший протесты вопрос по месту строительства храма Святой Екатерины, в Качканаре разыгрывается конфликт с участием группы, называющей себя местной буддийской общиной «Шедруб Линг». «Буддисты» уж много лет возводят самовольные постройки на горе Качканар в нарушение решения суда о сносе таких построек и не хотят покидать гору, где Качканарский горно-обогатительный комбинат (ГОК) должен начать разработку нового месторождения уже в 2021 году.
В качестве альтернативы для поселения власти им предложили соседнюю гору Мохнатку и помощь в переезде, но переезжать на нее община отказывается. Конфликт в Качканаре, по сути, зашел в тупик — если называющая себя буддистами группа откажется идти на компромисс, под угрозой окажется работа градообразующего предприятия. Треть трудоспособного населения сорокатысячного Качканара так или иначе связана с комбинатом, и потеря работы огромным количеством людей грозит коллапсом области. Найти работу в других местах в моногороде сегодня практически невозможно.
Члены «общины» активно собирают подписи в защиту своего «монастыря». «Представители „ЕВРАЗА“ (в него входит Качканарский ГОК — прим. ред.) и министерства природных ресурсов проделали большую работу для того, чтобы помочь членам общины „Шедруб Линг“ найти альтернативу. Но, к сожалению, требование к буддистам при этом поставлено неприемлемое — отречься от исторически ценных объектов культа и в принципе от места паломничества», — говорится в сообщении качканарских «буддистов». По их словам, «религиозным сооружениям» на Качканаре якобы грозит снос.
Однако в «ЕВРАЗе» «URA.RU» заявили, что сносить в данное время «культовые» постройки никто не собирается — сносу подлежат только хозяйственные постройки для проживания людей, при этом они сами будут переселены в другое место с учетом подготовки месторождения к отработке. Дело в том, что жить в зоне взрывов и карьера для добычи руды опасно. Однако называющие себя буддистами отказываются переезжать на соседнюю гору, несмотря на предложенную помощь со стороны областных и местных властей (мэров Нижней Туры и Качканара) и промышленного холдинга.
При этом переезд позволил бы придать «монастырю» статус законного размещения и, как следствие, открыть возможность поддержки и развития как религиозного и туристического места.
Незаконное место пребывания — одна из причин, по которой сейчас «община» не признается ни буддистским сообществом, ни властями региона. Впоследствии назвавшая себя буддистами группа изначально нарушила целую цепочку законодательных норм, начиная с права собственности, правил строительства и заканчивая Законом о недрах, самовольно построив жилые помещения на месторождении железной руды.
Как и в Екатеринбурге, у сохранения монастыря на нынешнем месте есть свои сторонники и противники. Но, в отличие от столицы Урала, водораздел тут выстроен совсем по иному принципу. Подавляющее большинство местных жителей понимает, что в переезде «буддистов» и в разрешении конфликта — единственный шанс для сохранения стабильной жизни и работы города, который основан в связи с развитием Качканарского ГОКа и именно по этой причине признан моногородом. За сохранение монастыря на нынешнем месте, кроме самой общины, выступают некоторые известные сторонники буддизма, многочисленные приезжающие туристы и прежде всего сформировавшийся вокруг монастыря туристический бизнес, в котором сама «община» также активно участвует и поощряет его. К качканарским «буддистам» ежедневно приезжают автобусы туристов из Екатеринбурга, Перми и Нижнего Тагила.
Меж тем разработанный властями проект переезда общины сохраняет всю туристическую составляющую. Уже сейчас туристов встречают в поселке Косья — там мэрия Нижней Туры безвозмездно выделила участок под строительство жилых помещений, где можно оставить вещи перед походом на гору. Если бы «буддисты» согласились переехать, то из Косьи была бы проложена дорога на Мохнатку. Там, на специально отведенном участке, можно было бы возвести жилые постройки, а ритуальные процедуры совершать у вершины горы.
Основатель «Шедруб Линг» Михаил Санников (он же Лама Докшит) еще в 2014 году подписал согласие на переезд на гору Мохнатку и даже договор на пользование участком. Но сейчас какие-либо альтернативы он рассматривать отказывается. Комментировать свою позицию буддисты в разговоре с «URA.RU» отказались. Подобные действия общины пока лишь усугубляют конфликт и могут повлечь за собой силовое решение этого вопроса из-за нарушения «буддистами» закона.
Желание областной власти исчерпать конфликт основано не только на восстановлении законности, но и в первую очередь на социальном и экономическом развитии региона.
«„ЕВРАЗ“ получил государственную лицензию на разработку месторождения в результате конкурса и обязан начать отработку этой лицензии, иначе ее отзовут. Заложниками этой ситуации становятся два уральских города — Качканар и даже Нижний Тагил, для которого Качканар является сырьевой базой, а также Свердловская область в целом, потому что этот проект признан стратегическим для региона», — рассказал агентству председатель городской думы Качканара Юрий Бячков.
Расчеты показывают: если разработку месторождения не начнут, к 2024 году Качканарский ГОК снизит добычу руды на Гусевогорском месторождении на 13 млн тонн, а к 2036 году объемы добычи уменьшатся до 40 млн тонн — работа ГОКа станет нерентабельной и он может просто прекратить работу, что оставит без средств к существованию семьи более 20 тысяч работников КГОКа, НТМК и многочисленных подрядных организаций.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!