«Есть два способа провокации — изнасилование и подброс наркотиков»
Любой россиянин может быть привлечен за распространение наркотиков, подобно Ивану Голунову — причем доказать свою невиновность будет крайне сложно, а зачастую невозможно, утверждают эксперты.
В минувшую субботу специального корреспондента «Медузы» Ивана Голунова поместили под домашний арест по обвинению в покушении на сбыт наркотиков. Запрещенные вещества якобы были найдены у него при себе и дома. Журналист, который специализируется на громких материалах о коррупции, заявил, что наркотики ему подбросили. Он связывает свое преследование с расследованиями о похоронном бизнесе.
Экс-сотрудник силовых органов на условиях анонимности рассказал «URA.RU», что метод подброса наркотических средств очень популярен у недобросовестных сотрудников спецслужб. «Существует два способа провокации — сфабрикованное изнасилование и подброс наркотиков. Последний [метод] считается более эффективным, к тому же его проще реализовать», — пояснил собеседник агентства. По его словам, в случае проведения подобной «операции» подбрасывается такое количество, которое сразу тянет на крупный объем — Уголовный кодекс предусматривает за это жесткое наказание, вплоть до 20 лет лишения свободы.
Дело Ивана Голунова касается каждого россиянина, поскольку в такой ситуации, к сожалению, может оказаться абсолютно любой, заявил «URA.RU» адвокат, полковник милиции в отставке, работавший в Главном управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Евгений Черноусов.
«Если подкинуть человеку патроны, то возникает сразу много вопросов, а с наркотиками все проще. Как правило, в заказных делах недобросовестные оперативники предпочитают подбрасывать вещества, расфасованные в пакетики. Дело в том, что если наркотики расфасованы, значит, можно смело инкриминировать покушение на сбыт», — пояснил собеседник агентства. По его словам, не исключено, что так и произошло в ситуации с Голуновым. Черноусов утверждает, что задержание в таких случаях «намеренно не снимается на видео». «Выезжают [на задержание] без видео, без криминалистов, чтобы никаких следов потом не было», — указывает адвокат. Он полагает, что в законе «О полиции» необходимо закрепить обязанность проведения съемки.
Черноусов говорит, что невиновным людям подбрасывают наркотики по разным причинам: «Для улучшения статистики [правоохранительных органов], сведения счетов, в качестве мести. Если вы чувствуете, что вам могут отомстить таким образом, если у вас возник конфликт с полицией, то необходимо действовать превентивно — написать заявление в органы внутренних дел о возможности подброса наркотиков вам по такой-то причине.
Если это все же произошло, и у вас в кармане наркотики, то можно считать, что все, приехали. Оправдаться и что-то доказать здесь крайне сложно, в большинстве случаев — невозможно. Если признать, что это подстава, значит, должны сесть все оперативники, которые в этом участвовали».
Черноусов порекомендовал в случае такой ситуации «не давать без своего адвоката никаких показаний и не дотрагиваться ни до чего руками». Он пояснил, что если речь идет о настоящем наркодилере, то на него у силовиков должна быть «целая оперативная» разработка.
Адвокат признает, что сфабрикованные «наркотические дела» — не редкость. Только в его карьере таких было несколько: это дело владельца московского торгового центра «Волгоградский 12» Валентина Захарова, ставшего жертвой подлога наркотических средств, «заказное» уголовное дело по подбросу кокаина танцовщицам и менеджерам ночного клуба DOLS, а также дело о подлоге героина московскому бизнесмену Дмитрию Дикареву.
Еще один адвокат, пожелавший сохранить инкогнито, рассказал «URA.RU», что «наркотики часто используются для шантажа и вымогательства». «Статья о покушении на сбыт наркотических средств очень тяжелая, человек, у которого нашли пакетик, крепко влип. Мне доводилось слышать, что нечистые на руку автоинспекторы раньше практиковали такие способы: у гражданина „вдруг“ находили в машине запрещенные вещества. После этого можно делать что угодно — это западня», — признал собеседник агентства.
Доказать свою невиновность в таких делах можно при прохождении всех фигурантов проверки на полиграфе, пояснил «URA.RU» бывший старший следователь по особо важным делам, член президиума Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев. «Однако чаще всего правоохранители под разными предлогами, в том числе надуманными, отказывают в проведении такой экспертизы. Каждый должен понимать, что подобная провокация может быть использована против любого — стопроцентной защиты от нее нет. Вам могут просто заломить руки и засунуть в карман наркотики», — заключил Зайцев.
Впрочем, основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман заявил, что для доказательства покушения на сбыт «необходимо множество правильно оформленных ОРМ [оперативно-розыскные мероприятия — Ред.], которые подписывает начальник отдела или начальник полиции». «Мало того, эти документы должны быть опубликованы в деле, озвучены в суде, то есть рассекречены. Если они есть, то станут известны. Если их нет, тогда вообще ничего нет и обязаны прекратить все и оправдать. Оформить такое задним числом — очень сложно, это прямая фальсификация, и на это ни один вышестоящий начальник не пойдет», — написал Ройзман на своей странице в Facebook (деятельность запрещена в РФ). В понедельник корреспонденту «URA.RU» дозвониться до Ройзмана не удалось.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!