Урал останется без спасателей. Кто поможет, когда случится ЧС?
Урал может остаться без профессиональных спасателей — такова логика действий ГУ МЧС по Свердловской области в отношении местного поисково-спасательного отряда. Его подминают под себя пожарные (спасатели выезжают во время ЧС, ДТП). Кто теперь будет спасать уральцев?
Экс-начальник Уральского регионального поисково-спасательного отряда Анатолий Иотов, избранный на эту должность самими спасателями и уволенный 21 июня, потерял работу за отказ выполнить приказ руководства ГУ МЧС по Свердловской области об изъятии из отряда всей техники. Об этом свидетельствуют документы, оказавшиеся в распоряжении редакции «URA.RU».
В середине мая в отряд пришло письмо, по которому спасатели должны были перевезти почти всю имеющуюся у них технику (117 единиц) на территорию материально-технического склада (МТС) МЧС в селе Новоалексеевское под Екатеринбургом. Добровольно отдать все свои микроавтобусы, внедорожные КАМАЗы и УАЗы, снегоходы, мотовездеходы, а также катера и надувные лодки, которыми пользуются водолазы, и даже катамараны.
Спасатели и их командир не спешили выполнить это указание — тогда, после повторных писем, свердловский главк МЧС потребовал отдать технику уже в приказном порядке. В приказе от 21 мая 2019 года, подписанном замначальника ГУ МЧС Иваном Павленко, предписывалось передать 29 единиц техники в 11 разных пожарных частей.
По словам бывшего командира спасателей, отказ стал причиной его увольнения. «Вслух этого не говорилось, но руки мне начали заворачивать именно после этого», — пояснил «URA.RU» Анатолий Иотов. Его увольнение стало рубиконом: надежды спасателей, что им удастся договориться с главком и уладить делом миром, рухнули.
Компромиссная фигура
Отношения свердловского ГУ МЧС и Уральского регионального поисково-спасательного отряда и раньше не были безоблачными: при ликвидации Уральского регионального центра МЧС, действовавшего на весь УрФО, спасотряд попал в оперативное подчинение областному главку, который не очень-то понимал, как им управлять, особенно когда ЧС происходили в соседних регионах, куда срочно требовалось перебросить уральских спасателей. «Трехуровневая система (подразделения — ГУ МЧС — министерства) показала свою полную неэффективность», — считает ведущий канала «Плохой спасатель» Роман Никитин, уволенный из УрПСО незадолго перед Иотовым.
Наиболее ретиво к уральским спасателям придирался бывший начальник Сибирского регионального центра МЧС Сергей Диденко — автор слов «Неважно, скольких вы спасли — главное прическа»: именно он руководил в 2017 году ликвидацией Уральского регионального центра МЧС и не раз устраивал выволочку сотрудникам УрПСО, попавших к нему в подчинение. Диденко назначил начальником отряда пожарного Игоря Макарова, которого свердловского спасатели откровенно ненавидели (по их словам, было за что).
Но в 2018-м министерство по чрезвычайным ситуациям решило ликвидировать все оставшиеся регцентры, вместе с Сибирским центром «упразднили» и его начальника Диденко. Без поддержки «патрона» Макаров долго не продержался: уже в декабре 2018-го в отряде появился новый командир.
Анатолия Иотова избрали сами спасатели — главк поддержал эту инициативу, и на полгода между УрПСО и ГУ МЧС воцарился мир: главное управление особо не лезло в дела «спасов», а те перестали поднимать острые проблемы. «Плохой спасатель» Никитин остановил выпуски своего «шоу про бардак и коррупцию в МЧС».
За время руководства Иотова сотрудники уральского спасотряда не раз принимали участие в серьезных операциях. «Мы работали и в Магнитогорске, где рухнул дом, и на севере области, в районе Казанского Камня, где потерялись девушки, и на перевале Дятлова с прокурорами», — вспоминают спасатели. На территории отряда и в боксах с техникой постепенно наводился порядок — Иотов начал готовить отряд к аттестации по международной системе INSARAG.
Новый ликвидатор
Но история с увольнением Иотова и попыткой главка отобрать у спасателей технику показала, что противостояние никуда не делось. Вместо Иотова командовать спасателями вновь поставили пожарного — бывшего начальника пожчасти закрытого свердловского города Лесной Алексея Бондаренко. Он прославился в 2014 году, когда открыл на территории части храм, построенный на средства пожарных. У этой благородной истории — двойное дно: портал rezonans92.ru сообщал о том, что сбор денег на церковь с огнеборцев шел в принудительном порядке.
«В России 300 тысяч пожарных, тогда как гражданских спасателей не более пяти тысяч и несколько тысяч — бойцов воинских спасательных формирований — поясняет бывший сотрудник УРПСО.
— И пожарные пытаются всех остальных подмять под себя. То, что они не умеют спасать людей, а умеют только тушить огонь — не важно, самый главный вопрос всегда — это финансирование. А свои интересы пожарные лоббируют очень жестко».
В том, что Бондаренко выполнит все указания начальства и оставит спасотряд без техники, у спасателей нет сомнений. Они даже предполагают, что изъятием автомобилей и снегоходов дело не ограничится — по их мнению, все идет к ликвидации отряда: якобы есть планы закрыть юрлицо до конца года. «Нам подсовывают идею, что ликвидация спасотрядов идет по всей стране, чтобы народ не возмущался», — говорит Иотов.
В случае если этот пессимистичный прогноз реализуется, единственное подразделение, способное реагировать на ЧС, которое останется в регионе — Служба спасения Свердловской области (подчиняется региональному правительству). Но сфера ее полномочий ограничена регионом, а возможности службы — в разы меньше, чем у УРПСО. К примеру, в ее состав входят девять городских поисково-спасательных отрядов (Ивдельский, Карпинский, Алапаевский и т. д.), в каждом из которых есть по 1-3 автомобиля, пара лодок и 1-2 снегохода. Опыта тушения лесных пожаров или разбора завалов, как у бойцов УРПСО, у их областных коллег просто нет.
Кто заступится за уральских спасателей?
Конфликт между УРПСО и Главным управлением МЧС уже вышел за пределы области и активно обсуждается в Москве. По словам самих «спасов», в министерстве есть служба, заинтересованная в сохранении уральского отряда — Департамент спасательных формирований, но есть и «служба тыла» (Управление материально-технического обеспечения), у которой давно «зуб» на уральских спасателей за критику по поводу экипировки и снаряжения.
«Если отряд ликвидируют, это будет очень неправильно, — говорит бывший начальник УРПСО Валерий Кудинов (стаж руководства — 15 лет). — При всех трудностях в отряде он остается самым сильным на территории УрФО в ликвидации ЧС техногенного характера — по оборудованию, по людям, по опыту».
По его словам, схема, когда техника отряда находится в других местах, уже применялась (часть парка УРПСО однажды стояла на базе в Новоалексеевке), но все зависит от того, как она будет использоваться. «Если техника будет стоять в боксе на ответхранении без права использования — ничего страшного, а если она передается, чтобы на ней катались, ездили на охоту и рыбалку — этого категорически нельзя делать», — говорит Кудинов.
Новый руководитель УрПСО Алексей Бондаренко сообщил корреспонденту «URA.RU», что письма и приказы о переводе техники отряда в пожарные части и на базу МТС свердловского ГУ МЧС он пока не видел. По поводу перспективы закрытия УрПСО Бондаренко заявил: «Я созидатель, я не ликвидатор. Задачи ликвидировать отряд передо мной не стоит».
«URA.RU» попросило прокомментировать ситуацию вокруг Уральского поисково-спасательного отряда пресс-службу МЧС России и руководство Главного управления МЧС по Свердловской области. В региональном главке агентству ответили, что причиной увольнения Иотова стало непрохождение испытательного срока «вследствие получения нескольких дисциплинарных взысканий за упущения в работе». Ответы на запросы «URA.RU» по поводу приказов об изъятии техники у спасателей и возможной ликвидации УРПСО к моменту публикации не поступили.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!