Война ФСБ с изменниками родины пришла в Екатеринбург
Кадровое решение по помощнику полпреда президента России в УрФО Александру Воробьеву, обвиняемому в государственной измене и работе на разведку Польши, будет вынесено 8 июля. Об этом «URA.RU» сообщил заместитель полпреда Борис Кириллов. Повышенное внимание к реакции полпреда Николая Цуканова связано с тем, что арестованный в пятницу Воробьев работал вместе с представителем президента более девяти лет, следуя за карьерными изменениями руководителя из Калининграда через Питер и Москву до Екатеринбурга.
На Урале дело Воробьева — первое, возбужденное по ст. 275 Уголовного кодекса РФ «О государственной измене» в отношении столь высокопоставленного государственного служащего. Государственный советник 3-го класса Александр Воробьев имел польский паспорт и специальную записывающую аппаратуру. При этом источники, близкие к обвиняемому, заявляют журналистам, что у многих жителей Калининградской области есть польские паспорта, в том числе и у политической элиты. В telegram-каналах утверждается, что Воробьев мог контактировать с польской разведкой под видом научных и общественных проектов на базе калининградских вузов.
Что такое госизмена?
Уголовный кодекс определяет госизмену как распространение секретной информации, нанесшее ущерб государству. Такой информацией могут быть данные о передвижении, дислокации или численности войск, сведения об экономической, внешнеполитической или разведывательной деятельности. Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет.
На заседаниях коллегии Федеральной службы безопасности в 2017 и 2018 годах президент России Владимир Путин сообщал, что число дел о шпионаже, разглашении гостайны и госизмене растет. В 2016 году спецслужбы пресекли преступную деятельность 72 кадровых сотрудников и 397 агентов иностранных спецслужб, в 2017 году это число увеличилось до 129 и 465 человек соответственно.
Осужденных непосредственно за госизмену меньше. По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, с момента введения нового Уголовного кодекса в 1997 году в России по 275-й статье были осуждены 96 человек.
Можно ли раскрыть гостайну случайно?
Воробьев — самый высокопоставленный обвиняемый, но самое резонансное дело о государственной измене — не его. В 2015 году обвинение было предъявлено жительнице Сочи Оксане Севастиди, которая семью годами ранее, во время вооруженного конфликта в Южной Осетии, рассказала знакомому из Грузии о передвижении российской военной техники. Севастиди была осуждена за госизмену на семь лет колонии. Позже ее помиловал Путин.
В 2014 году жительница Вязьмы Светлана Давыдова позвонила в посольство Украины и рассказала об отправке российских солдат на Донбасс, за что тоже чуть не получила срок. Защищавший ее в суде юрист Андрей Стебенев пояснил «URA.RU», что строгость наказания по 275 статье зависит от информации, которая была обнародована. Причем ценность данных определяется не силовиками, которые разрабатывают подозреваемого, а экспертизой, назначенной в рамках расследования уголовного дела.
Также, по словам юриста, «далеко не всегда речь идет о реальной измене: кто-то мог выдать тайну по глупости», как это было в случае с Севастиди.
«Некоторые из дел являются надуманными. Даже высшему руководству страны стыдно оставлять этих лиц за решеткой. Тогда применяется помилование, прекращаются дела», — согласился член ОНК Москвы Евгений Еникеев.
Реальный риск попасть под 275 статью есть у каждого человека, непосредственно связанного с секретной информацией, заметил Стебенев. «Чаще всего это бывшие военные, чиновники. Те, кто прикасается к гостайне, подписывает документы о неразглашении», — пояснил эксперт.
Есть и случаи, когда силовики, чиновники или ученые осознанно идут на преступление. «У меня были подзащитные, которые признавались, что пошли на госизмену ради денег. Причем там не было больших сроков [лишения свободы]», — рассказал юрист.
Почему дел о государственной измене стало больше?
«Рост уголовных дел, возбужденных по данной статье, может быть связан с нечистыми на руку сотрудниками спецслужб», — в беседе с «URA.RU» предположил Еникеев. Он допустил, что некоторые силовики таким образом пытаются выслужиться перед начальством и «продвинуться по карьерной лестнице».
Кандидат политологических наук, специалист по государственному праву Константин Гусов не исключил, что возбуждение дел о госизмене может быть одним из инструментов борьбы внутри политических элит. Особенно — на Урале, который «с 2000-х пользовался определенной автономией в плане элит». «Федеральный центр зачистил Кавказ и Дальний Восток. Теперь нужно устроить показательную порку на Урале, и случай с Воробьевым можно отнести к этой истории», — отметил Гусов.
Разоблачить власти своего же государства — госизмена?
Историк, заместитель председателя совета правозащитной организации «Мемориал» Никита Петров в разговоре с «URA.RU» объяснил — для того, чтобы стать изменником или раскрыть гостайну, надо иметь к ней допуск. В качестве примера эксперт привел американского журналиста, бывшего агента ЦРУ Эдварда Сноудена, который «слил» в прессу данные о массовой слежке спецслужб США за гражданами. «Теперь, по американским законам, он является преступником и считается предателем», — заключил Петров.
А вот ситуация, сложившаяся с австралийским журналистом, основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем, публиковавшим сверхсекретные данные о политике, шпионаже и тайной дипломатии сильнейших государств, является иной, считает эксперт. По словам Петрова, связь Ассанжа с правительством или спецслужбами той или иной страны не доказана, а потому Джулиан может утверждать, что «действовал в интересах мировой общественности» и не пытался изменить своей стране.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!