За 72 дня Путин в третий раз собирает руководителей по острому вопросу
Президент России Владимир Путин 31 октября посвятил теме, которую сам называет «важнейшей для каждой российской семьи». Его график в калининградском Светлогорске начался со встречи с представителями местной общественности. Президент признался, что сам предложил такой формат, поскольку хотел «без протокола и плана» сначала поговорить с теми, кто напрямую «так или иначе связан со здравоохранением». Получилась локальная «прямая линия».
Такой подход вполне объясним — президент не просто так на протяжении последних двух месяцев проводит уже третье (предыдущие состоялись 20 августа и 2 октября) совещание по теме здравоохранения. Еще 7-9 лет назад, отвечая социологам ВЦИОМ, россияне называли самой волнующей проблемой ситуацию ЖКХ. Качество услуг в этой сфере в 2010 году устраивало лишь 39% граждан (сегодня — 60%), а доля тех, кто имел претензии к коммунальщикам составляла 52% (сегодня 30%). Уже в 2018 году среди проблем, которые россияне называли наиболее значимыми, ЖКХ оказалось на предпоследнем месте, а первую тройку заняли здравоохранение (28%), образование (23%) и состояние экономики в целом (21%).
Глава государства и раньше объяснял, что всю остроту и масштаб проблемы здравоохранения узнает не из аналитичек, а из разговоров с простыми людьми.
Исполнительный директор программы «Спаси жизнь» Мария Колесникова пожаловалась, что некоммерческие организации (НКО) помогающие юридически и психологически женщинам, решившимся на аборт, не допускают работать в больницах. Вице-премьер Татьяна Голикова начала было оправдываться, что эта работа правительством ведется и без НКО.
Но президент ее речь пресек: «Татьяна Алексеевна, этого недостаточно» — и дальнейшей аргументацией решил проблему в пользу вопрошавшей.
Не в первый раз всплыла проблема уголовной ответственности врачей за невнимательную работу с наркотическими средствами или психотропными веществами (например, морфием). Этот вопрос поднимался на «Прямой линии», и президент согласился, что «избыточные требования ведут к негативным последствиям», заверив, что правительство прорабатывает вопрос.
Елена Созоник из калининградской поликлиники попросила президента заменить слишком долгие процедуры закона о госзакупках 44-ФЗ (с критичной для медучреждений потерей до полутора месяцев) на «контракты жизненного цикла» в части приобретения и обслуживания тяжелого медоборудования. И президент отреагировал мгновенным решением: «В соответствии с действующим законодательством, если оборудование закупается в действующее учреждение, то принцип полного жизненного цикла не применяется, а должен применяться. Я прошу коллег услышать это и внести соответствующие коррективы в нормативную базу».
Представитель Ассамблеи народов России Олег Авдыш рассказал о намерении обратиться в правительство и Госдуму: «Есть такой норматив: если трудоспособный — ты можешь получать доплату по уходу за нетрудоспособным, если ты пенсионер — считаешься сам нетрудоспособным, значит, еще социальную доплату не можешь получать» — а затем выразил готовность с коллегами анализировать весь масштаб поступающих на «Прямую линию» жалоб россиян.
«К сожалению, государство часто, знаете, как машина работает, бездушно. Если с вашей помощью мы вдохнем нормальные человеческие чувства в деятельность государственного аппарата, было бы очень здорово, я был бы вам очень благодарен», — поддержал его Путин.
Поддержал Путин и руководителя лаборатории биотехнологических исследований Юсефа Хесуани, предложившего «для медаппаратуры, используемой в научных целях, вводить специальную маркировку», чтобы ее не приходилось долго регистрировать. Президент потребовал от правительства решить проблему, а когда узнал от министра здравоохранения Вероники Скворцовой, что закон уже готовится уточнил: «Нужно только, чтобы он под сукном не лежал 100 лет».
Подошло время Госсовета, и тут президент удивил всех собравшихся, впервые за всю историю мероприятия предложив общественникам, имеющим отношение к медицине, принять участие в заседании.
«Сейчас крайне важно выйти на согласованные решения. Первичное звено — это основа, фундамент всей системы здравоохранения <…> И чтобы вывести первичное звено на высокий, требуемый уровень, необходимо слаженно, эффективно действовать, причем всем органам власти всех уровней», — потребовал Путин.
А поскольку разговаривал он сейчас с теми, кому уже «на земле» предстояло реализовывать всю госполитику в сфере здравоохранения, то и в речи его была предельная конкретика. «Некоторые вещи, слушайте, ну просто вызывают удивление. Допустим, санитарок мы приравняли по темпам роста заработной платы к среднему персоналу — начали их переводить в уборщицы. Ну зачем? И так у них не такая уж большая заработная плата. На чем экономим-то?» — возмутился глава государства.
Памятуя о том, каким откровенным и прямолинейным было только что состоявшееся общение, никто не удивился, что совещание с 50 губернаторами, готовившимися к этой встречи два последних дня, членами правительства и представителями администрации президента сделали закрытым. Сразу после вступительного слова президента.
«В закрытом режиме действительно проще: чтобы не устраивать аппаратную войну с перебрасыванием друг на друга ответственности, а реально решать конкретные проблемы», — объяснил позже один из участников Госсовета.
Уже после заседания главный его докладчик — губернатор Ивановской области и руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Здравоохранение» Станислав Воскресенский — поделился подробностями беседы: «90% финансовых обязательств возьмет на себя федеральный центр — все это для того, чтобы реально переломить ситуацию».
Губернатор отказался называть выделяемое регионам допфинансирование, но, по данным инсайдеров «URA.RU», речь идет о 500 млрд рублей.
Не меньше финансированию радовался и нижегородский коллега Воскресенского — Глеб Никитин. «Обсуждали эффективность маршрутизации пациентов, бережливые поликлиники, уход от бумажного документооборота. Но самой важной и вкусной темой стали, конечно же, вопросы дополнительных финансовых ресурсов на модернизацию медицинских организаций первичного звена — самого проблемного с точки зрения недофинансирования», — откровенничал Никитин. А его коллеги добавили, что президент поддержал развитие санитарной авиации в регионах. Но тут же потребовал, чтобы использовалась она строго по назначению, а не для полетов чиновников на охоту или рыбалку.
Уже на прощание нижегородский губернатор проникновенно поделился: «Для здравоохранения России этот Госсовет — точка отсчета новой жизни и по-настоящему судьбоносное мероприятие». А его коллеги тут же настояли, что пристальное внимание президента к теме здравоохранения «позволило без сомнений говорить, что вся задуманная модернизация будет реализована»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!