Как в Кремле отметили День народного единства. 15-я версия праздника
В минувший понедельник День народного единства отмечался в России в 15-й раз, и теперь стало окончательно ясно, какой смысл в этот праздник вкладывает федеральная власть. Двойной сигнал для российской и мировой публики был подан на приеме, который дал президент страны Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Нынешнее содержание отличается от того, что приписывалось авторам праздника в 2005-м: звучит громче и масштабнее.
От первых опытов празднования Дня народного единства до сегодняшнего дня сохранилось немного. В 2005-м центром торжеств был Нижний Новгород, где собиралось ополчение Минина и Пожарского, чья победа над польскими интервентами и стала поводом для объявления через 400 лет государственного праздника. Последние годы все основные мероприятия в Москве.
В первые годы были актуальны националистические «Русские марши»: теперь их не проводят. Забыты и митинги-концерты, на которых лидеры парламентских фракций заявляли о единстве в любви к Родине, несмотря на идеологические разногласия в частностях. Прекратились и споры о нужности или ненужности праздника: накануне ВЦИОМ обнародовал итоги опроса, согласно которым 68% россиян считают важным отмечать День народного единства. Среди респондентов 18-24 лет таких оказалось более 80%. Разговоров о подмене коммунистического 7 ноября уже не ведется.
Фишкой праздника остается возложение президентом и лидерами религиозных конфессий цветов к московскому памятнику Минину и Пожарскому. С 2013-го года периодически со спецпроектом выступает Патриарший совет по культуре, возглавляемый митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Сперва он выпустил выставочный блокбастер «Романовы», через год — «Рюриковичи» (после поездки выставок по России, в городах стали открываться мультимедийные центры «Россия — моя история» с копиями материалов из Манежа). Год назад собрали «Сокровища музеев России», а в этот раз — картины региональных музеев, посвященные Великой Отечественной войне.
Владимир Путин посещал все эти выставки. И вчера к своим гостям в Георгиевский зал также пришел после посещения Манежа. «Восхищает уникальный талант каждого автора, то, что все они через годы и поколения смогли передать героизм и жертвенность этого беспримерного подвига», — поделился он с собравшимися своими впечатлениями.
В приветственной речи президента объяснялось понятие «единства». Напоминая о событиях 400-летней давности, Путин говорил о примере «великого поступка, когда превыше всего ставились интересы Родины, её судьба, её будущее».
«Их защита стала главным, объединяющим делом для людей разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Этот мощный, всепобеждающий дух единства передавался из поколения в поколение. Наш народ во все тяжёлые времена всегда вставал плечом к плечу, самоотверженно сражался за свободу и независимость своей Родины — за те исторические, духовные, семейные ценности, которые всем нам так дороги», — сказал президент.
В четвертый раз частью празднования стало вручение премии за вклад в укрепление единства российской нации. В этом году ее лауреатом стала одна из основателей этносоциологии в российской науке Леокадия Дробижева. В своем ответном слове она призвала к поиску баланса, который бы позволил найти взаимодействие между людьми разных национальностей.
«Мне кажется, что для нашего укрепления единства очень важно обратиться не только к нашим общим ценностям, но к культуре не только одного, даже самого большого народа — к великой русской культуре, но дополнить её и культурой других народов. И ещё дополнить тем, чтобы мы сформировали нашу гражданскую культуру, культуру, которая позволяет нам быть, деятельными патриотами, — культуру ведения дискуссий, культуру политических выборов, культуру ответственности перед своей страной, ответственности за свой дом и улицу», — заключила Дробижева.
Ее выступление было, как будто, реакцией на многолетнюю внутрироссийскую дискуссию о сути праздника и о том, что такое многонациональное государство. И звучало в идеально подходящем для этого зале, еще в XIX веке украшенном в память об успехах Москвы: присоединении Грузии, Польши, Армении и победе над Пермью в 1472 году. Само вручение премии за вклад в укрепление единства российской нации в этом интерьере выглядело сигналом внутрь страны — о том, что ведущей нации нет, все перевариваются в одном котле.
Иной — для внешней аудитории — получилась вторая часть приема, когда на сцену к Владимиру Путину поднимались иностранцы, награжденные Орденом Дружбы или медалью Пушкина. В их выступлениях основной акцент был не на мультинациональность, а на любовь к России и всему русскому. Руководитель театра «Колон» (Буэнос-Айрес) Мария Виктория Алькарас сорвала аплодисменты признанием в любви к русскому балету, искусству, сказкам, тарелке настоящего борща, пельменям, блинам или просто куску хлеба с маслом и настоящей селёдке.
Столь же трогательной была благодарность заведующей кафедрой славянских и финно-угорских исследований Делийского университета Нилакши Сурьянараян. Она ностальгировала: «Мой отец часто приносил домой красочные книги для детей, изданные в Советском Союзе. Меня очаровали иллюстрации и краски этих книг. И хотя они были немного чужды моей культуре, они оставили такой след в моей жизни, что позже, когда я выросла, изучение русского языка стало естественным выбором».
Приветствуя награжденных в своей речи, Владимир Путин сказал: «Вы очень многое делаете для развития многосторонних связей с Россией, расширения гуманитарных, деловых, культурных, просто человеческих отношений. Там, где вы, как правило, возникает атмосфера взаимного доверия, которого так часто не хватает в современном мире. Мы ценим вашу искренность и открытость, ваши тёплые чувства к нашей стране. От всей души хочу вас за это поблагодарить».
Награжденные поражали географией своей деятельности, а значит и влияния России. Советник президента Ливана Амаль абу Зейд поблагодарил Владимира Путина, как «защитника и спасителя от недальновидной политики западных стран, которые намерены искоренить разнообразие и многоэтническое общество нашего региона путём спонсирования радикальных идей, поддержки террористических и иных организаций, а также препятствуя российской инициативе по возвращению сирийских беженцев на родину».
Почетный консул России в городе Сент-Джонс (Канада) Джон Стюарт Дюррант напомнил время, «когда «холодная война» была в полном разгаре, а в лицее, где я учился, регулярно проводились учения по гражданской обороне». «Но даже тогда
на меня произвели сильнейшее впечатление рассказы старшего поколения, воевавшего против нацистов в Европе, рассказы о победах Красной Армии, арктических конвоях и блокаде Ленинграда, не говоря уже о полёте Юрия Гагарина в космос», — признавался Дюррант.
«Убеждён, что в нынешнее непростое время, когда миру навязываются черно?белые стереотипы в оправдание обанкротившейся модели однополярности, историческая правда усилиями всех людей доброй воли — победить воинствующее невежество», — говорил новый кавалер Ордена Дружбы.
Почетный профессор Таллинского университета Рейн Мюллерсон напоминал слова экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт и опровергал ее: «Четверть века тому назад Мадлен Олбрайт — помните такую? — знала только одну незаменимую страну — это США. Однако те 90?е годы в истории международных отношений представляли собой такое же аномальное и временное явление, каким был в российской истории тот далёкий период 400 лет тому назад, как Вы говорили, конец которого мы отмечаем 4 ноября.
Сегодня та дисциплина, которой я посвятил свою профессиональную жизнь, — международное право, не смогла бы существовать без России как одного из столпов того баланса сил, на котором основывается и зиждется международное право».
Еще недавно арестованный в Болгарии, председатель Национального движения русофилов Николай Симеонов Малинов в этот день в Кремле рассказывал, что 16 лет назад первый опрос показал 8% русофилов в Болгарии, сейчас — 82%: «Мне кажется, что нас судят за те новые инициативы, которые мы выдвигаем. В первую очередь это инициатива создания международного русофильского движения. Какие бы силы с нами ни боролись, я могу Вас уверить и от своего имени, и от своих соратников, что мы не изменим своего пути и что всегда и в Болгарии, уверен, и в России найдутся люди, которые положат душу свою за други своя так, как это было последние 1500 лет».
Мэр Монпелье (Франция) Филипп Сорель объяснил свою награду: «Всегда я действовал, для того чтобы восторжествовала правда и чтобы мы эту правду знали. Эта правда касается Победы в последней мировой войне и в Сталинградской битве. Мы в городе Монпелье каждый год отмечаем её. Также мы хотели восстановить правду, которая касается покорения космоса, ведь русские были первыми, кто отправился в космос. Это был космонавт Юрий Гагарин. Мы в Монпелье установили копию памятника и открыли мост, который носит такое же имя — мост Юрия Гагарина. Это наша совместная инициатива с нашим городом-побратимом Обнинском и Калужской областью».
Представитель Института стран СНГ в Республике Белоруссия Николай Сергеев напомнил о визите Патриарха Кирилл в Белорусию:
«Президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился к Святейшему и сказал: будьте как дома. На что был такой ответ: я и так дома, ибо я Патриарх не Российской Федерации, а Патриарх всея Руси».
«То есть, когда мы строим наши союзные государства, мы не должны забывать, что и Белая Русь, и Великая Россия принадлежат к великой цивилизации русского мира», — сорвал он аплодисменты.
Аплодисменты в музыкальной программе заслужила песня Николая Расторгуева. Он конкурировал с бурятскими танцами, хором Сретенского монастыря, ностальгическим «Лучшим городом Земли», башкирами и крымскими татарами. И все же зал подпевал именно «Россия, моя Россия, от Волги и до Енисея».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!