У Путина — новый друг-президент. Теперь он влияет на нашу молодежь
От форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Омске ждали понимания, каков он — новый президент Республики Касым-Жомарт Токаев. А дождались новой молодежной политики. Мероприятие с участием президента РФ Владимира Путина и его казахстанского коллеги состоялось в четверг, 7 ноября, в омском центре «Россия — моя история». Главы государств провели двустороннюю встречу, в расширенном составе — большое пленарное заседание, а после посетили центр «Эрмитаж-Сибирь», приехав туда вместе в автомобиле Aurus российского президента.
Встреча президентов в Омске крайне символична, именно здесь в апреле 2003 года прошел первый форум «Россия-Казахстан», с участием тогда еще президента Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина в его первый президентский срок. К тому времени обе страны связывали уже 11 лет плодотворных дипломатических отношений (они были установлены в октябре 1992 года) и, помимо всех прочих договоренностей, Декларация о вечной дружбе и союзничестве (с 1998 года).
К концу первой «четырехлетки» полномочий российского президента в 2004-м глав государств уже связывали товарищеские отношения — не даром свои поездки по миру в этот год Владимир Путин начал с визита именно в Казахстан. Первой республика была в плане зарубежных поездок российского президента и в 2005-м, и в 2006-м, да и в 2017-м. Президентский срок Дмитрия Медведева в 2008 году также стартовал с поездки в Астану (столица Казахстана).
Назарбаев неоднократно называл отношения Казахстана и России «образцовыми», подчеркивая особую ценность дружбы с российским коллегой. В 2016 на встрече в «Бочаровом ручье» Путин поблагодарил Назарбаева за то, что тот стал посредником в перезапуске отношений между Россией и Турцией после случая со сбитым российским самолетом Су-24. В 2018 году на заседании Ассамблеи народа Казахстана Назарбаев заявил, что «Россия — Богом данный сосед [Казахстана]». Он же в числе первых поздравил Путина в марте 2018 года с победой на выборах президента. Спустя полгода Назарбаев ушел в отставку с поста президента, но — как стало известно несколько позже — до своего официального заявления он предупредил близкого друга о своих планах.
Эти отношения ближайших стран-партнеров во все годы выражались не только в комплиментарных дипломатических сигналах, они были подкреплены экономикой. За 2018 год товарооборот России и Казахстана составил 18 $ млрд и более, чем втрое превысил тот же показатель с Киргизией, Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном вместе взятыми (более 5 $ млрд). Даже с основным своим европейским партнером — Италией — Казахстан в 2018 году наторговал только на 13,2 $ млрд, с Китаем — на 11,65 $ млрд. Товарооборот России с США за 9 месяцев 2018 года составлял 18,3 $ млрд, но его рост (вырос на 8,31%) оказался меньше, чем динамика в отношениях с Казахстаном (вырос на 8,63%). По импорту в Россию в первом полугодии 2019 года Казахстан (2,6 $ млрд) обошел Турцию (2,2 $ млрд).
Россия остается крупнейшим поставщиком вооружения в республику. Кроме того, стратегически важный объект — космодром «Байконур» — арендован на казахской земле до 2050 года. Для россиян Казахстан — на четвертом месте среди туристических направлений, а больше жителей Казахстана путешествовать по России любят только украинцы. Казахстан осуществляет основной объем транзита нефти на внешние рынки именно через Россию, а, к примеру, «Роснефть» через Казахстан поставляет нефть в Китай.
Кроме того, сегодня между Россией и Казахстаном действует безвизовый режим въезда. В Республике россияне могут находиться до 90 дней и им не требуется разрешение на работу.
Сегодняшняя встреча еще раз подтвердила этот уровень взаимоотношений, но уже устами нового президента Казахстана. Тот знаком с Владимиром Путиным последние 20 лет. Пока президенты проводили двустороннюю встречу, в кулуарах вспоминали, что познакомились они еще в 1999 году, когда оба были премьер-министрами своих стран.
Попутно журналисты казахстанского пула не смогли удержаться и от обсуждения того нового, что привнес в жизнь своей страны Касым-Жомарт Токаев. «Президенту приписывают определенный популизм, но на самом деле он максимально конкретен. В начале своего срока он собрал с населения жалобы, получилось около полумиллиона, и сейчас крайне болевые точки отрабатываются. Да, нам, журналистам, перестали давать заранее речи президента, хотя раньше могли за несколько часов до выступления, но это не страшно», — рассказал «URA.RU» журналист республиканской газеты.
Мой собеседник робко попросил «показать ему того самого [журналиста „Коммерсанта“ Андрея] Колесникова», к которому, как выяснилось, тамошние коллеги относятся с огромным пиететом: «Нам всегда так нравилось, как он свободно и интересно может писать даже со скучных совещаний. Нам так раньше было нельзя. Но тут мы снова спросили кураторов, и они удивились: а чего мы не пробуем, не экспериментируем. Осталось только научиться так же».
А в это время президенты на пленарном заседании подтверждали свои партнерские намерения. «Убежден, что работа нынешнего форума не только внесет вклад в развитие связей по линии наших регионов, но и в целом будет способствовать дальнейшему укреплению всеобъемлющего российско-казахстанского стратегического партнерства. <…> Российская сторона заинтересована в углублении в нашем общем приграничье промышленной кооперации, создании совместных предприятий. <…> Наши регионы могли бы активнее сотрудничать в области защиты окружающей среды. <…> Это в наших общих интересах. Необходимо развивать программы в сфере туризма», — обращался к участникам форума Владимир Путин.
И его казахстанский коллега на прекрасном русском вторил: «Мировая экономика, политика переживают непростые времена. Поэтому казахстанско-российское сотрудничество должно стать ключевым инструментом обеспечения устойчивого роста экономики и повышения благосостояния наших стран».
А в последовавшей за этим череде вполне традиционных чиновничьих выступлений самым интересным опытом неожиданно оказалось выступление министра информации и общественного развития Республики Казахстан Даурена Абаева. Он говорил про молодежь, контролем которой российская бюрократия остро обеспокоилась еще год назад и которая, по словам Абаева, спровоцировала колоссальные трансформации «протестами 2019 года на всем глобальном пространстве от Гонгконга до Сантьяго».
На волне этого, Казахстан стал принимать свои меры по работе с молодежью и сегодня это отчасти звучало и как определенный лайфхак для российских коллег. Среди них были и «цифровизации экономики, широко вовлекающая молодежь», и «программа модернизации общественного сознания», и «концепт слышащего государства, в основе которого идея трансформация взаимодействия власти и человека на принципах справедливости, прозрачности и доверия». Не обошлось и без президентского кадрового резерва — омолаживающего управленческий состав государственных систем.
«Настало время восстанавливать культуру слабых социальных связей, вовлекать людей в активный досуг, кооперацию по интересам, развивать новые формы гражданского участия.
Откровенно говоря, сегодня для государства непозволительно оставлять человека во внерабочее время один на один со своим смартфоном.
Это чревато тем, что нормой жизни может стать постоянная неудовлетворенность, неспособность слушать собеседника, склонность к спорам ради споров, нежелание и неготовность оценивать компетентность и результаты работы других людей. Именно на эту почву, к сожалению, благодатно ложится адаптивный сетевой контент в виде популистских лозунгов и демагогий», — объяснял Абаев.
По итогу заседания все тот же Абаев подписал меморандум о взаимопонимании с Росмолодежью в области молодежной политики. И что из озвученного им будет применено на практике и в России — пока остается только догадываться.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!