Половина правительства России теперь — «молодое и борзое»
Президент России Владимир Путин завершил формирование нового правительства. Подписанные главой государства вечером 21 января указы обновили кабинет министров почти наполовину. У назначенного пятью днями ранее премьер-министра Михаила Мишустина девять заместителей (у его предшественника Дмитрия Медведева было 10) и 21 министр (было 22, но упразднено Министерство по делам Северного Кавказа).
Причиной отставки прежнего правительства (15 января) назывались провальные показатели по реализации нацпроектов. И, обращаясь к новому кабинету министров, Путин выразил надежду, что они «сделают все от них зависящее, чтобы эти цели [нацпроектов] были достигнуты». Сможет ли новый кабмин оправдать пожелание президента, «URA.RU» выяснило у семи экспертов.
Какие кланы выиграли, а какие проиграли?
Политолог Евгений Минченко считает, что в ходе перестановок в правительстве свое влияние нарастили пять крупных политических кланов: «Из наиболее выигравших это группы [президента „Роснефти“] Игоря Сечина, [мэра Москвы] Сергея Собянина, [предпринимателей Романа и Аркадия] Ротенбергов, [бизнесменов Юрия и Михаила] Ковальчуков и [бизнесмена] Геннадия Тимченко». Эксперт отметил, что «выросло влияние [первого замруководителя администрации президента России] Сергея Кириенко и [бывшего спикера Госдумы] Сергея Нарышкина», по-прежнему «стабильно высока сила [секретаря Совбеза] Николая Патрушева, [главы „Ростеха“] Сергея Чемезова и [министра обороны России] Сергея Шойгу». К группам, которые проиграли после новых назначений, эксперт относит кланы [бывшего премьера] Дмитрия Медведева, [экс-главы администрации президента России] Сергея Иванова, [бывшего первого вице-премьера] Антона Силуанова и [владельца «Металлоинвеста»] Алишера Усманова.
А вот Екатерина Соколова убеждена, что принцип «разбить основные клановые силы — не был хоть сколько-то основополагающим в процессе формирования правительства»: «Выбирали по биографиям, результату, фактору молодости и нового, не примелькавшегося лица. И все понимают, что если не реализовать все поставленные задачи — будет все равно из какого ты клана».
Какой он — новый состав правительства?
Политолог Константин Калачев оценил череду прошедших назначений как «попытку обеспечить преемственность и обновление». «Стоит отметить, что стратегом в правительстве будет [советник президента по экономическим вопросам Андрей] Белоусов. Агентство стратегических инициатив под ним. Будут генерировать новые идеи», — прогнозирует эксперт.
Руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования Экспертного института социальных исследований Екатерина Соколова считает, что новым составом правительства продолжен курс президента, начавшийся с назначений губернаторов: «Выбрали тех, кто показывает конкретный результат, доказал свою эффективность, имеет отношение к отрасли, это практики, довольно молодые, активные, прошли обучение в РАНХиГСе. Вполне себе понятный и оправданный подход».
Директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский считает, что обновление правительства было «значительным», а сохранились «те, кто воспринимался позитивно, был эффективным (глава минобороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, министр энергетики Александр Новак)».
Про прежнее правительство политологи говорили: они не могут взять темп, требуемый президентом. Вызывает ли новое правительство иное ощущение — что сможет, что прорывное и борзое?
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отметил, что «команда Мишустина подбиралась под то, чтобы решать задачи достаточно быстро», поэтому «есть надежда, что новый состав правительства сможет взять и новый темп».
Екатерина Соколова убеждена: «В системе бюрократии это будет смотреться как „молодые и борзые“, а вообще отдельные люди, кого я знаю в новом составе — это люди с мощным современным подходом к работе».
Изменится сам характер правительства, его курс или это просто смена табличек?
Новый состав кабинета министров был собран под четкую цель, поэтому изменится и его характер, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Задача Мишустина — обеспечить ощутимый рост». Эксперт указывает, что для исполнения этой задачи не подходят «политические тяжеловесы», которые и были исключены из состава правительства.
О совершенно ином характере нового правительства говорит назначение первого вице-премьера Андрея Белоусова, у которого «принципиально иной подход к управлению экономикой, чем у его предшественника Антона Силуанова», считает Дмитрий Солонников.
Новое правительство в telegram-каналах называют «переходным». Это так?
Эксперт Дмитрий Солонников предлагает называть правительство техническим, а не переходным: «Это не политическое правительство, оно не будет участвовать в политической жизни и формировать определенные центры силы. Его задача эффективно работать на своих местах».
А Константин Калачев уверен, что «это всерьез и надолго»: «Мишустин показал серьезное влияние на назначение. Вопрос о том, технический премьер Михаил Мишустин, или же его возможности выходят за рамки этой роли, можно считать решенным. Это главное. Из ФНС два вице-премьера, один из которых руководитель аппарата. Да и другие назначения сами за себя говорят. Так что это до конца транзита, ни о каком переходном характере говорить не приходится, если только не говорить о переходе кресла президента к преемнику Путина».
«Новое правительство должно будет реализовать механизмы администрирования и исполнения нацпроектов. И эта задача не похожа на ту, которой может заниматься переходное правительство», — полагает Алексей Макаркин.
Мы наблюдаем усиление Сергея Собянина? Хуснуллин вместо Виталия Мутко над министром Владимиром Якушевым, который вместе с Дмитрием Кобылкиным сохранился в правительстве, а еще к ним присоединились новые министры Максим Решетников и Валерий Фальков. Пять мест. Это компенсация за что-то?
Эксперты Калачев и Соколова сходятся во мнении, что ни о какой компенсации речи не идет. «Команда Собянина стала кузницей кадров и это — признание эффективности связанных с Собяниным людей», — убежден Калачев. «Это школа. Тюменские умеют своих вырастить, чтобы те показали результат и оказались на хорошем счету», — подтверждает Соколова.
«Это безусловно льстит региональной идентичности, — пояснил Виктор Потуремский с оговоркой. — Но я бы прежде всего обсуждал кадровый потенциал. Я бы обратил внимание на то, что выпускники „Школы губернаторов“ с регионального уровня приходят в федеральную власть».
Случившееся — достаточная для россиян демонстрация обновления власти или нет?
Политолог Дмитрий Орлов уверен, что запросу на обновление новое правительство отвечает. «Общество связывает с новым правительством надежды на ускорение роста и на рост благосостояния, и такие деятели, как Андрей Белоусов, этим надеждам вполне удовлетворяют», — убежден эксперт.
Какие политические задачи (та же борьба с бедностью) стоят перед новым правительством, и в какие сроки они должны быть решены?
«Политическая задача правительства — не вмешиваться в политику, — уверен Дмитрий Солонников. — Задача обеспечивать технически управление страной на начавшийся период транзита власти до итогов выборов в Госдуму». Политолог отмечает, что правительство Мишустина стеснено сроками: «У министров нет времени на раскачку, на построение долгих планов, им нужно доказать свою состоятельность здесь и сейчас».
Екатерина Соколова резюмирует: «Политическая задача очень четкая и одна — чтобы величие страны конвертировалось в достойную жизнь граждан».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!