Каких управленцев будет назначать Кремль в 2020 году
В российской власти происходят изменения, которые требуют новый вид кадров. Политолог Марат Баширов объяснил URA.RU логику перестановок в регионах и федеральном правительстве и сформулировал, каким должен быть российский управленец 2020 года.
— Большой интерес вызывает назначение новых губернаторов и логика, в соответствии с которой делается выбор. К примеру, в Пермском крае врио губернатора был назначен Дмитрий Махонин, представитель антимонопольной службы. Уже не технократ, как предыдущие губернаторы…
— Это назначение вполне в логике президента Путина. Он ведет политику омоложения губернаторов. Махонин — человек, который родился в Пермском крае и долгое время там работал, потом получил опыт работы в федеральной власти. Это все укладывается в понимание президента, что кадровая политика должна не только поддерживать качественное управление Российской Федерацией, но и создавать своеобразный задел.
Когда молодые люди приходят к управлению регионами и там они показывают себя, не снижая качество управления. Для них это отличная школа. Махонин вписывается в эту логику. Ему придется учиться, осваивать новые компетенции, но для того, чтобы обеспечить качественное развитие Пермского края, он подходит абсолютно. Думаю, что это удачный выбор.
— Нельзя сказать, что новый тренд — это представители контролирующих органов?
— Это не связано абсолютно. Вы имеете в ввиду [премьер-министра Михаила] Мишустина? [Его прежнее место работы] это не контролирующий орган, все-таки налоговая служба — фискальный орган. ФАС — это тарифное регулирование, контроль госзакупок, влияние на экономическую политику (у них было достаточно много споров с Минэкономразвития). Прямой параллели тут проводить нельзя.
— И тем не менее, с приходом Мишустина в правительство связывают ожидания по усилению регулирования налоговой сферы.
— Это нормальное наведение порядка. Про нас говорят, что мы развивающееся государство. Развитое государство отличается тем, что там гораздо более жесткая фискальная политика. В Германии и в США уклонение от налогов — одно из самых тяжких преступлений. Мы все ближе и ближе к развитому государству, и это вызывает такие последствия. Другой вопрос — сколько платить, справедливые ли тарифы…
— Как, на ваш взгляд, новый тренд на обновление кадров в политике скажется в целом на стране и экономике?
— Нужно было заняться всем этим еще лет 10 назад. Она начала реализовываться после прихода в администрацию президента [руководителя АП Антона] Вайно и [первого зама руководителя АП Сергея] Кириенко. Именно они наладили такой системный подход, который одобрил президент. Он видит результат и они ему нравятся. Потому что, если бы ему не нравилось, бывший губернатор Пермского края Максим Решетников не стал бы министром федерального правительства. Сигнал вполне очевиден — эти кадровые подходы работают, их положительно оценивает президент и это дальше будет продолжаться.
— Какие компетенции важны в первую очередь?
— В первую очередь — это качественное госуправление. То, что требовалось и для старых губернаторов. Но сегодня президент требует адекватных реакций на взаимодействие с гражданами. У нас все больше информационное поле уходит в социальные сети, это сдвигает границы взаимодействия. Раньше были СМИ. Сегодня любой аккаунт гражданина или общественной организации, бизнеса является своеобразным средством массовой информации. Этих точек входа в каждом регионе стало тысячи. В этой среде нужно уметь работать, это сближает гражданина и государство. Новые управленцы должны уметь стыковать этот запрос от гражданского общества и стандарты госуправления.
— То есть это главные требования?
— Региональная власть должна осознавать, что она находится в вертикали. И если федеральная власть задает стандарты в политике, то губернатор должен уметь их реализовывать с учетом местных особенностей. Он должен уметь взаимодействовать с органами местного самоуправления, напрямую с гражданами. Это современный подход, который применяется во всем мире.
Есть такое современное течение — называется поп-музыка. Это слово «поп» сейчас переносится на политику. Надо уметь объяснять сложные вещи простым языком и надо уметь воспринимать простой сигнал, трансформируя его в системное решение.
— Сейчас активно обсуждают поправки в Конституцию, в том числе и усиление роли регионов.
— Это та сама децентрализация, о которой мы все говорим: Москва жирует, а в регионах плохо. Ответ на этот запрос. Чтобы человеку было комфортно жить в Перми, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке, в Якутии.
— Это будет экономически подкреплено, не только какими-то политическими полномочиями?
— Это будет подтверждено в первую очередь бюджетными, финансовыми полномочиями. Если у вас нет денег, вы ничего не сделаете. А дальше — качественное управление, чтобы меньше воровали, чтобы эффективнее тратили. Вот эта история «Единой России» про «Народный бюджет» — это же швейцарская модель. У них есть деревушка, они понимают, что собирают какое-то количество денег, собираются и решают, что делают с этими деньгами — школу расширяют и утепляют или дорогу строим. Это тот самый «Народный бюджет».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!