Объяснение от Путина: как можно править Конституцию, а как нельзя
Президент России Владимир Путин 13 февраля собрал им же созданную рабочую группу по изменению Конституции на отчетную встречу. Общение временного совещательного органа состоялась в резиденции главы государства в Ново-Огарево. Двухчасовой разговор оказался полезен обеим сторонам: группа объяснила, чем занималась весь месяц за закрытыми дверями (кто-то впервые читал Конституцию, например), а президент наконец смог четче показать границы правки основного закона.
Рабочая группа, которая должна подготовить поправки в Конституцию РФ, была создана 16 января — через день после выступления Владимира Путина с посланием Федеральному собранию, на котором были анонсированы правки. В списке тех, кто сегодня готовит предложения об изменениях Конституции, значатся знаменитые врачи, артисты, волонтеры, спортсмены, политики, общественники.
«Чрезвычайно важно здесь выверить каждое слово, каждую букву, каждую запятую. Но при этом, конечно, не выхолостить то, что было создано большим, прямо скажем, трудом всего нашего народа и закреплено в действующей Конституции. Ничего не потерять, а, наоборот, ответить на вызовы времени, сегодняшнего дня. Уверен, сегодня мы будем некоторые вопросы обсуждать именно такого характера, такого порядка», — о всей серьезностью предупредил президент участников сегодняшнего совещания в Ново-Огарево.
С сегодняшнего дня традиционным стал не только сбор рабочей группы, но и технология ее созыва: уже во второй раз — неожиданно. В итоге сопредседатели рабочей группы, депутаты ГД Андрей Клишас и Павел Крашенинников пропустили «Ковалевские чтения» (международная конференция юристов собирается с 2004 года) в Екатеринбурге. А свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова, например, пропустила встречу с паралимпийцами. Впрочем, из резиденции главы государства сегодня вечером она выходила в превосходном настроении. «Третий раз выступаю перед президентом и третий раз слышу поддержку — как не радоваться», — пояснила она URA.RU.
У Мерзляковой было предложения, которые закрепления в Конституции не требовали: воспринять огромную массу поправок, как «срез общественного мнения» и проанализировать его, а также «дарить всем получающим паспорт в 14 лет томик Конституции». Путину предложения понравились, тем более, что второе тут же актуализировала спортсменка Елена Исинбаева. Благодаря за включение ее в группу, она призналась: «Прочитала Конституцию, до этого как-то не было повода и необходимости. Я теперь понимаю, что это очень важная книга, и читать ее нужно всем».
Всего же группа чуть меньше чем за месяц работы аккумулировала более 500 поправок — более 30 из них сегодня были озвучены президенту. Главе государства пришлось крайне избирательно подходить к фильтрации предлагаемого. Например, вопрос индексации пенсий работающих и неработающих пенсионеров президент предложил отдать на откуп федеральному законодателю, а с предложением главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова прописать в Конституции индексацию зарплаты согласился.
Часть поправок оказалась сформулирована настолько сложно — этим отметился сопредседатель рабочей группы Андрей Клишас — что глава государства даже признался: «Я по базовому образованию юрист, но даже юристу это слушать сложно». Другие единичные поправки выглядели откровенно «сырыми», что сразу бросилось в глаза Владимиру Путину. Депутат Госдумы Ольга Баталина настаивала на том, чтобы поддержка семьи стала в госполитике одним из ключевых приоритетов.
«Семья — союз мужчины и женщины? А если она неполная? Брак — союз мужчины и женщины», — уточнил Путин, предложив обдумать идею и то, куда ее лучше включать, если не в Конституцию.
Попутно он заверил, что «пока остается президентом» западных нововведений с указанием в паспортах «родитель 1» и «родитель 2» вместо «отец и мать» в России не будет.
Главе государства пришлось не только тщательно фильтровать предлагаемое, но и противостоять определенному давлению авторитетом от отдельных представителей рабочей группы. Так, глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль произнес перед президентом целую программную речь про необходимость изменения подходов в управлении здравоохранением в стране.
— Вопрос только, что можно учесть в Конституции, а что в других местах, — уточнил глава государства.
— Давайте все в Конституцию, а то ничего не получится, — настаивал врач.
Президента спас другой авторитет: директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский тут же рассказал о «поправке Калягина-Мацуева-Пиотровского» поднимающей статус российской культуры до конституционного. «Культура — ДНК нации, то что делает нас многонациональным самобытным народом», — поддержал идею президент.
В части дополнения преамбулы Конституции (вводной части основного закона, несущей большой моральный смысл и начинающейся словами) президент оказался осторожен. Правки сюда предлагались сегодня дважды: сенатор Алексей Пушков настаивал на закреплении в преамбуле статуса державы-победительницы, а депутат Госдумы Олег Смолин предлагал зафиксировать там же ценностные установки, «чтобы каждый гражданин считал Конституцию символом нашей страны». И тому, и другому вопрошавшему президент ответил похожими по смыслу словами: «Может не обязательно преамбулу править».
Были и поправки исполненные патриотизма: таковым казалось предложение актера Владимира Машкова ввести в Конституцию «запрет на отчуждение территории России». А вот предложение писателя Захара Прилепина уже угрожающе граничило с пафосом: «Предлагаем закрепить то, что Россия является ядерной державой <…> то, что наша земля святая и наши сограждане [речь шла о 20-миллионной „диаспоре“ россиян за пределами страны] нам дороги».
И обо всем этом глава государства обещал подумать. «Из нашей дискуссии понятно, что есть вопросы требующие дополнительного обсуждения. Есть вопросы, которые требуют более точных формулировок. И есть конкретные предложения. Конституция — основной закон, но это не простой закон — он в значительной степени носит политический и морально-этический характер. Поэтому важно представителей всех страт общества и профессиональных сообществ. Да, может быть не все можно сформулировать в основном законе, но подумать о тех проблемах, которые вы принимаете и по возможности отразить их в основном законе чрезвычайно важная вещь, потому что это будет в конечном итоге тем, что объединяет страну», — резюмировал Путин.
Прозвучал на встрече и ряд технических нюансов. Например, президент поставил точку в рассуждениях о том, когда должно пройти общероссийское голосование за поправки в Конституцию — это должен быть рабочий день, который сделают выходным, «не забирая его у майских или новогодних каникул». Кроме того срок существования рабочей группы, как после объяснил отдельные ее члены, продлен «на неопределенный срок»: встречи в полном составе будут проходить, как и прежде, каждый вторник и четверг, а с участием президента — каждый месяц.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!