Как «Титановая долина» стала личным бизнесом ее директора. Схема
Гендиректор «Титановой долины» Артемий Кызласов за долгие годы работы в структуре смог ухудшить ситуацию в особой экономической зоне (ОЭЗ). Он не только создал условия, отпугивающие потенциальных резидентов, но и годами скрывал реальное положение дел. URA.RU выяснило, как работал на Урале федеральный мегапроект и какова роль топ-менеджера, оказавшегося под следствием.
«Титановая долина» была создана в 2010 году в регионе для развития обрабатывающих отраслей, высокотехнологичных отраслей экономики и производства новых видов продукции. За время существования в работу ОЭЗ было вложено более 8,1 млрд рублей. При этом с момента запуска «Титановая долина» расторгла соглашения с пятью резидентами: «Синерсис» (производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов), «Стройдизель-Композит» (производство пластмассовых строительных изделий), «Инферком — Урал» (производство цветных металлов) и «Уральский оптический завод», (Производство проводов и кабелей), который сейчас находится на стадии ликвидации.
Большая часть вышеупомянутых компаний, которые были пионерами ОЭЗ, являлись небольшими стартапами. Они хотели вырасти за счет «Титановой Долины» (далее — «ТД»), но так и не смогли. Как сообщала пресс-служба структуры, соглашения о сотрудничестве были расторгнуты с резидентами из-за «неисполнения резидентами обязательств».
Однако, по словам источника URA.RU, знакомого с работой отдела сопровождения резидентов «Титановой долины», бегство компаний из ОЭЗ и ее низкая продуктивность в целом — личное упущение в работе гендиректора. «Он многим навязывал какие-то свои схемы, демонстрировал собственные амбиции и не всегда выполнял обязательства, данные потенциальным резидентам. С компанией „СТОД-Урал“ (лидер лесопереработки в России — прим.ред) ситуация была такая: Кызласов просто вводил в заблуждение», — рассказал инсайдер.
Действительно, «СТОД-Урал» планировал открыть в Верхней Салде комбинат «Эпаминонд», который дал бы 800 новых рабочих мест и порядка 300 тыс. кубометров ориентированно-стружечной плиты. Цена проекта — 10,6 млрд рублей, что стало бы самыми большими вложениями частного инвестора в экономику региона за последние пять лет. Для реализации проекта нужна была инфраструктура — железнодорожные подходы, которые бы поставляли сырье. В итоге, говорит инсайдер, вопрос по строительству железной дороги Кызласов затянул, из-за чего инвестор ушел из ОЭЗ.
Собеседник URA.RU уверен, что все публичные данные о действующем количестве резидентов (17 участников) — «ерунда и фикция». «Сейчас на площадке функционирует три резидента, кроме „Урал Боинг мануфэктуринг“ (совместная структура ВСМПО-Ависма и Boeing). Один из них — совсем маленький завод „Зибус“, выпускающий медицинские импланты (производство медицинского инструмента и имплантов для нейрохирургии, в том числе изделий из титановых сплавов). Кызласов годами обманывал о настоящем положении дел для того, чтобы выгодно выглядеть в глазах кураторов, в том числе Алексея Валерьевича [Орлова]», — указывает собеседник.
Источник агентства подтверждает, что большинство заинтересованных фирм не готовы инвестировать в регион из-за неправильного администрирования со стороны руководства.
«Необходимо было выстроить правильно приоритеты: не выстраивать планы на несколько миллиардов, а заняться строительством и модернизацией железнодорожного узла», — считает собеседник.
При этом инсайдерам известно, что 70-80 процентов резидентов первой волны покинула ОЭЗ из-за системы откатов, за долгие годы выстроенной Кызласовым. Один из источников URA.RU, знакомый с работой менеджмента «ТД» сообщил, что большую часть контактов с резидентами гендиректор выстраивал и никого к этой работе не подпускал.
Другой собеседник URA.RU сообщил, что, «вероятнее всего подобные вещи (откаты) имели системный характер». «Думаю, что он это делал исключительно единолично. Тут нет разработанного механизма с привлечением других сотрудников. В свои схемы Кызласов никого не посвящал. Характерным примером работы служит история со взяткой в „Высоцком“. Никаких „высоких технологий“ — банальный откат», — уточнил собеседник.
По словам представителя правительства области, контролировать Кызласова и воздействовать на него свердловские чиновники возможности не имели. «Процесс создания и развития ОЭЗ, изначально являясь большим федеральным проектом, всегда определялся некими договоренностями в Москве. Для регионов такие территории никогда не были исключительно собственной вотчиной — даже когда финансирование из центра прекратилось, деятельность зон велась их руководителями с оглядкой на бенефициаров», — пояснил собеседник агентства в правительстве региона. Он уточняет, однако, что курировал работу «Титановой долины» первый вице-губернатор Алексей Орлов.
Это же подтверждается и ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». В нем указано, что решение о создании или ликвидации особой экономической зоны на территории субъекта страны принимается правительством Российской Федерации. Основанием для досрочного прекращения существования зоны может стать необходимость защиты жизни и здоровья людей, отсутствие или расторжение соглашений с резидентами, а также отсутствие деятельности в экономической зоне в течение трех лет. Пока в «Титановой долине» нет ни одного условия для ликвидации особой экономической зоны.
В пресс-службе «ТД» ранее сообщили, что не верят в то, что глава Артемий Кызласов может иметь отношение к вымогательству. Несмотря на это суд Екатеринбурга 19 февраля назначил меру пресечения гендиректору «ТД» Артемию Кызласову, взятому с поличным при получении взятки. Ближайшие два месяца он проведет в СИЗО.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!