Страх и преодоление на дистанционном обучении
Родители, школьники и учителя по-разному переживают процесс дистанционного обучения, который введен по всей России из-за коронавируса. URA.RU поговорило с людьми из разных регионов страны, которые участвуют в образовательном процессе.
«Общее впечатление от дистанционного обучения такое, что большинство к нему оказались не готовы. Но есть положительные моменты: мы все чему-то научимся», — говорит учительница Елена Ш. (имя изменено) одной из школ Екатеринбурга.
Она отмечает, что домашнее обучение показало разницу в уровне компьютерной грамотности педагогов: «Кто-то, может быть, вел гениальные лекции по памяти, а теперь вынужден перепечатывать их ночами в Word. Кто-то не знает, как запустить Zoom (программа для видеоконференций — прим. ред.). А кто-то давным-давно сделал презентации и спокойно стримит в Discord. Поэтому и качество продукта на выходе получается очень разным».
Технические проблемы возникают не только у учителей, но и у учеников. Кто-то сталкивается с проблемами из-за плохой связи. У других вообще нет компьютера. Югорчанка Алёна С. (имя изменено), которая одна воспитывает третьеклассника в Сургуте (ХМАО), сказала, что до карантина в компьютере не было надобности — ведь специалисты не рекомендуют проводить время в гаджетах, а теперь из-за кризиса быстро купить его оказалось сложно.
«Наша учительница всем идет навстречу. Тем, у кого нет гаджетов, она присылает задания и видеоуроки на почту, а мы делаем задания в тетрадках, фотографируем и отправляем на проверку», — объясняет она.
Алёна добавляет, что класс занимается на платформе «Учи.ру» (5 млн учеников по всей России) и Zoom. В чате в Viber, где координируется процесс, во время уроков постоянно появляются сообщения о проблемах связи.
Однако не все младшеклассники испытывают трудности из-за обучения на дому. Врач Ольга К. из Петербурга сказала, что ее первоклассник сам занимается — также на «Учи.ру» — и получает удовольствие от процесса: «Понятно, что это нелегко, но у нас паранойи нет. Олег (имя изменено) делает уроки, истерик нет».
По словам петербурженки, больше проблем доставляет изоляция, ведь дети менее активно проводят досуг и мало общаются с друзьями. А для взрослых сокращение работы приводит к стрессам. «У подруги сын ходит в первый класс, а она переводчик с английского. И так тревожная была, а на карантине начались истерики — ей сложно самой справиться с работой, а за ребенком нужно следить. Лучше стало, когда бабушка взяла малыша к себе», — говорит она.
Старшеклассники также по-разному переживают процесс. С одной стороны, они более мотивированы, говорит Алёна из Югры. «У меня племянницы в Волгограде — 13 и 17 лет — им удобно дома заниматься. Мама даже не подходит помогать, а мой ребенок даже пароль с трудом вводит, чтобы зайти в систему», — делится югорчанка.
С другой стороны школьники перед выпуском чувствуют стресс. Одиннадцатиклассница из Челябинска, которая хочет стать доктором, пояснила, что отсутствие живого контакта с учителем и огромное количество домашних заданий превратили мечту всех учащихся — не ходить в школу — в испытание. «Мы дольше спим по утрам, но свобода оказалась не такой уж и сладкой. Как справляемся? Родители. Спасибо им», — поделилась ученица, отметив, что тревоги добавляет предстоящий ЕГЭ.
Срок самоизоляции каждый регион определяет самостоятельно, но как действительно сложится эпидемиологическая ситуация, пока не ясно. Рособрнадзор сообщил, что основной период проведения Единого госэкзамена (ЕГЭ) планируется начать с 8 июня, однако расписание пока находится в стадии общественных обсуждений.
Педагог из Екатеринбурга отмечает, что подготовку к ЕГЭ и ОГЭ (основной госэкзамен) проще перевести в дистанционный формат, ведь это тесты, проверку которых можно автоматизировать, но сделать этот процесс интересным непросто. «Все участники образовательного процесса явно обеспокоены, насколько качественной будет подготовка к экзаменам. На высшем уровне, похоже, все плюсы и минусы дистанта тоже понимают, поэтому ОГЭ по выбору уже отменили. Как, правда, поступать в колледж или переводить учеников в 10 профильный класс без них — тоже неясно, и рекомендаций на этот счет пока не появлялось», — объясняет собеседница.
В Минпросвещения РФ направлен запрос. Ответ пока не поступил.
Стресс от ситуации в стране и в мире накладывается на новые условия обучения, говорит преподаватель: «Приходится придумывать, как себя вернуть в ресурсное состояние. Есть, например, школы, в которых преподаватели каждый день детям читают сказки на ночь в zoom-конференции. Где-то проводят общие собрания».
«Учителям сейчас нужно ставить памятник. Родители с одним работают — и то псих берет, когда вылетает сайт и так далее. А представь — соединиться с 30. На них сейчас непосильная нагрузка», —
говорит Алёна из ХМАО и добавляет, что главное в новых условиях — не участие во всех онлайн-программах, а внимательное отношение к учебе. Главное — следить за темами в учебнике и быть в теме учебного процесса.
Рособрнадзор заявил, что принимает обратную связь от родителей. Школы, которые не справляются с работой в новых условиях, могут завершить год раньше, однако, как стало известно URA.RU, это можно сделать только по особому согласованию с правительством России, из-за чего большинство учебных заведений продолжат работать до 20-х чисел мая (агентство также ждёт комментария Минпросвещения РФ относительно этого процесса). Учителей в сложившейся ситуации радует, что от них пока не требуют отчетов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!