Семь губернаторов ввели пропуска для жителей. Будет ли режим ЧС?
Российские регионы ужесточают правила проживания из-за пандемии коронавируса COVID-19. Губернатор Кемеровской области запретил выезд за пределы региона, в Ханты-Мансийском автономном округе тестируется система пропусков для выхода из дома, аналогичные мероприятия обсуждает правительство Свердловской области. Пока публично о таких мерах заявили восемь территорий. Еще неделю назад казалось, что вирус обходит Россию стороной, но действия властей говорят об обратном. В обществе все четче звучит вопрос: будет ли введен режим чрезвычайной ситуации, в элитах — спор о том, кому он будет выгоден.
Как власти ограничивают передвижение россиян
14 апреля вице-премьер свердловского правительства Павел Креков заявил, что в регионе может появиться электронная система, контролирующая перемещение жителей. Ранее в режиме эксперимента «Цифровой пропуск» запустили в Ханты-Мансийском автономном округе. Также 14 апреля губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев запретил кемеровчанам покидать регион, кроме как ради неотложного лечения или погребения близких.
Волна инициатив губернаторов нарастает с 13 апреля, когда электронные пропуска на работу и для посещения магазинов ввели мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Специализирующийся на мониторинге региональных практик Экспертный институт социальных исследований еще на прошлой неделе не сообщал о массовом характере таких ограничений. В ежедневных дайджестах тема какого-либо закрытия городов появилась только 11 апреля. Тогда ЭИСИ сообщал о появлении межмуниципальных контрольных пунктов в Красноярском крае и Липецкой области, а также закрытии отдельных муниципалитетов в республиках Тыва и Саха.
13 апреля муниципалитеты стали закрывать в Тверской и Мурманской областях, 14 апреля — в Краснодарском крае и Смоленской области. Пропуска для выхода из дома запустили в Астраханской и Курганской областях.
За неделю отношение к коронавирусу изменилось даже у президента
Реакция властей кардинально отличается от той, что была еще неделю назад. 9 апреля — после видеосовещания с президентом России Владимиром Путиным — во многих регионах не ужесточали, а смягчали правила карантина. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев разрешил работу парикмахерских. Общее ожидание было таким: коронавирус локализован в столичных регионах, остальная страна в безопасности и может постепенно выходить из карантина, смягчая для себя последствия наступившего экономического кризиса.
Показательно, что во время селектора с губернаторами тема пропусков не звучала ни разу, хотя к тому моменту они уже действовали в Татарстане (глава республики не выступал) и Приморском крае (губернатор Олег Кожемяко делал доклад президенту, но о пропусках не говорил).
Выступление Владимира Путина 13 апреля имело кардинально иную тональность. Глава государства предупредил региональных чиновников об уголовной ответственности за случаи, когда по халатности возникают новые очаги заболевания, и за неподготовленность медучреждений к дальнейшему росту больных. Президент считает, что Москва еще не достигла пика заболеваемости, а российские регионы повторят столичный сценарий через три-четыре недели.
15 апреля в 12:00 по уральскому времени (10 утра по Москве) URA.RU выходит в прямой эфир вместе с ведущим российским вирусологом, профессором Дальневосточного федерального университета Михаилом Щелкановым. Он предсказывал эпидемию коронавируса еще пять лет назад и может просчитать, сколько еще будет продолжаться эпидемия и какими методами правильно бороться с болезнью.
Система пропусков дает сбой
Разворачивание новой системы регистрации выхода из самоизоляции проходит со сбоями, что подтверждает спешность реализации решения. Корреспонденту URA.RU в течение дня 13 апреля не удалось пройти регистрацию ни в федеральном приложении «Госуслуги Стопкоронавирус», ни на портале мэрии Москвы mos.ru. Только 14 апреля это удалось сделать и получить талон на посещение родственников с поездкой в метро. С проблемой, когда пропуск не получается получить, столкнулось также множество москвичей. Сложности в мэрии объяснили хакерскими атаками, которым подвергся портал mos.ru. Пресс-секретарь мэрии Москвы Гульнара Пенькова не ответила на звонок на сотовый телефон. Столичный оперштаб сообщал, что миллион выданных пропусков будет аннулирован из-за ошибок в их оформлении.
Затруднения возникли и в других регионах, где введены те или иные способы ограничения передвижения на время карантина. Так, жители Курганской области, которых для выхода из дома обязали отправлять СМС, жалуются, что не понимают принцип работы системы. В Татарстане появились сообщения о большом количестве штрафов за нарушение пропускного режима (здоровые жители после отправки СМС могут покинуть дом лишь на час).
Глава аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов считает, что создание полноценного федерального приложения может занять до полугода, поэтому столичным властям проще создать свою систему. Правдивость введенной информации в условиях Москвы проще проверить с помощью информации от сотовых операторов, данных проездных или банковских карт, нежели в регионах, считает эксперт.
Почему для введения спецпропусков требуется режим ЧС
По мнению политолога Марата Баширова, система пропусков, которая применяется в Москве, может стать психологическим ограничением для потенциальных нарушителей карантина, но не будет эффективной системой для борьбы с коронавирусом по всей стране. Для иллюстрации он привел пример, когда прибывший из Москвы командировочный, который должен быть в карантине, никак не отслеживается в региональных базах.
Председатель коллегии адвокатов Московской области Олег Цуканов констатировал, что, в отличие от многих стран Запада в России не введен режим ЧС или полноценный карантин. «Многие решения были приняты на грани существенного ограничения прав и свобод граждан», — подчеркнул он. В то же время адвокат отметил, что существует опасность для жизни россиян: «В условиях пандемии обсуждать, насколько адекватны и соответствуют Конституции те или иные меры, не приходится». По мнению адвоката, ситуация с COVID-19 является уникальной, поэтому необходимой правовой базы в любой стране просто не существует.
Адвокат, преподаватель РАНХиГС Андрей Некрасов уверен, что более правильным решением было бы введение режима ЧС, для которого он видит все основания: «При нем российская власть по закону ровно так же, как в любом другом цивилизованном обществе, обязана поддерживать своих граждан, в том числе бизнес, из федерального и регионального бюджетов». Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев считает иначе: «Введение чрезвычайного положения на территории всей страны сейчас никому не нужно. Если бы у нас была война, если бы на нас пришло цунами, если бы взорвалась атомная станция, то в таких ситуациях есть необходимость вводить режим ЧП. Но сейчас нужно подходить к решению проблем гибко и тонко, и власти это понимают».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!