Россия усилила позиции на Востоке для обхода санкций
Российские власти на 2023 год запланировали укрепить связи с Арабским миром, Китаем, Индией и Африкой. Разворот на Восток начался в этом году. В какую бы страну не направился премьер- министр РФ Михаил Мишустин по его следам идут российские бизнесмены. Экономические связи между государствами самые прочные, объяснил в интервью URA.RU президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.
— Александр Сергеевич, в этом году российскими властями сделаны первые шаги для расширения сотрудничества со странами Азии. Удалось ли развернуться на Восток?
— Россия решала неотложные экстраординарные вопросы. Власти сделали все, чтобы не допустить международной, технологической и кадровой изоляции. Исторически и географически наша страна расположена между Западом и Востоком. Отношения с двумя цивилизациями символизирует двухглавый орел на нашем гербе.
Мы должны восстановить гармоничное взаимодействие с не западной цивилизацией. В этом году Россия только начала разворот на Восток.
— В последние месяцы правительство РФ работало с предпринимателями Узбекистана, Азербайджана, Армении и Китая. На межрегиональных форумах в трех странах побывал премьер-министр Михаил Мишустин. Почему выбраны эти страны?
— Ничто так не укрепляет отношения между государствами, как экономические связи — движение товаров, обмен платежами, услугами, кооперация. В этом году товарооборот России с традиционными ключевыми партнерами вырос на 30%. Отмечается повышение обмена товарами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на просторах Содружества независимых государств (СНГ). Все эти страны являются давними партнерами РФ.
— Армения, как раз одна из стран ЕАЭС. Как там себя чувствуют российские бизнесмены? Чем полезно сотрудничество с этой страной?
— В Армении почти все знают русский язык. Страна комфортная по климату, политической риторике, нет санкционных ограничений. Россия взаимодействует с Арменией по IT-стартапам, транспортному направлению — там открываются сервисные центры предприятий Камаз, «Урал», крупный логистический центр организовала компания Wildberries. Через страну проходит одна из веток необходимого для России международного транспортного коридора «Север-юг». Оттуда поток товаров пойдет в Иран и Турцию. Правительство РФ поддерживает и поощряет бизнес-форматы с участием представителей этой страны.
— Как наш российский бизнес укрепляет позиции в Азербайджане?
— В этой стране работает 900 российских компаний, 11 тысяч студентов-азербайджанцев учатся в наших вузах. Компании из РФ задействованы в развитии нефтеперерабатывающего и газоперерабатывающего кластеров, фармакологического сектора и IT-парков. В стране производится много одежды. Сейчас это важно для заполнения российского рынка.
— Как прошел визит в начале декабря делегации предпринимателей в Самарканд во главе с Мишустиным и насколько важны связи с этой страной?
— Бизнес-климат в Узбекистане очень комфортный. Государство осуществляет большие инвестиции в нефтехимию, энергетику, горную металлургию, здравоохранение, фармацевтику, население страны растет. Регион не находится под санкциями. Между нашими странами свободно проходят платежи.
В городах Узбекистана лес башенных кранов — в республике идет большое строительство. Бизнесменов из Узбекистана интересует российское производство строительной продукции, кадры.
Узбекистан может стать ключевым регионом для сотрудничества России с другими государствами. Это касается не только стран СНГ, но, например, Афганистана и Пакистана.
— В какой мере удалось наладить поставки товаров из Азии в рамках параллельного импорта?
— Наше предложение по введению параллельного импорта было услышано правительством РФ. Теперь многие предприятия малого бизнеса возят товары из Китая. В основном это касается брендов, чьи владельцы не могут их экспортировать в РФ напрямую из-за санкций — шины, автозапчасти, сервера, бытовая техника и электроника, фармацевтика. Нас интересует легкая промышленность, транспорт, логистика, тяжелое машиностроение, автомобили и сельское хозяйство. Китайским предпринимателям на самом высоком уровне поставлена задача увеличить представительство товаров на российском рынке.
-Как складываются отношения российских бизнесменов с китайскими коллегами на фоне санкций?
— Китай во внешнеторговом обороте РФ занимает более 20%, мы вышли на товарооборот 172 млрд долларов, в этом году отмечается рост более 30%. Сейчас есть сложности из-за карантинных ограничений. Хотя требования смягчены. В КНР сильные бизнес-объединения. Со многими у нас самые теплые отношения.
Мы можем решать бизнес-задачи не через официальные каналы, а напрямую с коллегами. С 8 января 2023 года КНР снимает карантинные ограничения и «Опора России» планирует организовать бизнес-миссию в Китай.
— Как вы считаете, чем могут заинтересовать российские бизнесмены азиатских? Какие форматы кооперации рассматриваются?
— Форматы кооперации разные и зависят от степени зарегулированности отношений между странами. Они учитывают огромный взаимный интерес в том, чтобы перенаправить импорт и экспорт с Запада на Восток. Население РФ растет, потребности жителей, амбициозные инвестиционные проекты продолжаются. Поэтому товары из других стран нужны.
Невозможно все произвести в одном государстве. Нужно развивать международную кооперацию с дружественными странами, которые также недовольны мировым правопорядком. Например, вся торговля устроена так, что 1 млрд «золотого населения» заставляет 7 млрд человек продавать все дешево, а покупать дорого. На этом выстроена регуляторика Всемирной торговой организации (ВТО), различного рода лицензионные соглашения, ограничения, защита интеллектуальных прав. Это приведет к тому, что 1 млрд людей не земле будет всегда богатым, а остальные нищими. Но ни Россия, ни Китай, ни Индия не хотят быть нищими.
— Боятся ли иностранные предприниматели вторичных санкций за сотрудничество с российским бизнесом?
— Страны, которые ввели против России санкции — это больше половины мирового рынка в денежном выражение. Если предприятие производит продукцию, или покупает что-то в недружественных странах, то, конечно, оно боится вторичных рестрикций.
Некоторые бизнесмены, наоборот, видят в санкционной войне дополнительные возможности. Они могут заменить успешного конкурента, который не может работать с Россией. Этот процесс мы уже наблюдаем. У нас появились новые бренды в электронике, в машиностроении.
— Чего ожидать в следующем году?
— В 2023 году, с учетом переосмысления опыта, который мы получили, будут решаться задачи стратегического плана. Уверен, по динамике отношений с азиатскими странами год будет не хуже этого. А с некоторыми государствами диалог будет выстраиваться более интенсивно, например, с Индией. Российские власти уже анонсировали укрепление связей с Ближним Востоком и Африкой. Как только Китай снимет ограничения, то поток бизнес-миссий начнется из России в КНР и от них к нам.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!