Российский рынок наводнили сотни фальшивых франшиз
Российский рынок заполонили псевдофраншизы. Покупаясь на них, предприниматели каждый год теряют миллионы рублей. Некоторые после неудачного опыта решают навсегда завязать с бизнесом.
По данным экспертов, сейчас из более 3,2 тысяч франшиз только треть — действительно работающие. О том, как на самом деле устроен рынок франчайзинга и получится ли когда-нибудь навести на нем порядок, URA.RU узнало у представителей отрасли.
Взрывной интерес к франшизам
Несмотря на сложные экономические и политические условия, каждый год в России фиксируют рост новых франшиз. Так, за 2022 год количество продавцов увеличилось на 5%, рассказала руководитель каталога франшиз сайта franshiza.ru Анна Рождественская.
«Франчайзинг стал у всех на слуху. Это слово звучало в прошлом году чаще, чем когда-либо. Прежде всего потому, что международные бренды, которые были представлены на российском рынке, именно с помощью франчайзинга смогли избежать санкций и полноценного ухода с рынка. Взять хотя бы „Бургер Кинг“. Вроде бы, компания американская, но из-за того, что у нее есть российский мастер-франчайзи, который ни экономически, ни юридически не связан с головной корпорацией, это дает возможность и аргументы остаться на нашем рынке», — объясняет эксперт.
Для некоторых компаний франшизы вообще оказались единственно возможным способом масштабирования бизнеса. Кредиты на самостоятельное развитие точек в регионах стали менее доступными, а франчайзинг позволяет увеличить охват на региональных рынках.
Обратной стороной развития франчайзинга стало появление на рынке неработающих бизнес-моделей. По словам экспертов, как правило, предприниматель терпит крах по двум причинам: по своей вине, когда он считает, что купил готовый бизнес (на самом деле франшиза — это лишь инструменты, модель, и она требует постоянного присутствия руководителя), а также по вине франчайзера (когда он продает франчайзи пустышку).
Псевдофраншизы и франшизы-пустышки
Покупка бизнеса по франшизе неразрывно связана с двумя понятиями — паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос — это единовременный платеж франчайзеру за использование партнером фирменных знаков и бизнес-модели, получение маркетинговых стратегий, технологии производства и инструкций, по которым должны работать сотрудники. Ежемесячный платеж, который может быть как фиксированным, так и составлять процент от оборота или выручки, называется роялти.
Идея получения денег за продажу такой абстрактной вещи, как бизнес-модель, может быть заманчивой для мошенников. Между тем, как пояснил директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко, многие из них поняли, что строить мошенническую схему на основе торговли франшизой невыгодно. Как правило, мошенники успевают обмануть пару человек, а дальше, после отрицательных отзывов и судебных исков, они вынуждены пропасть с радаров.
Остальная масса неработающих франшиз — это не столько псевдофраншизы, а скорее просто недоработанные, «сырые» бизнес-модели — их еще называют франшизами-однодневками. «Как правило, такие франшизы продают относительно молодые предприниматели, которые открыли точку, может быть, даже пару, успешно наладили в ней процессы и решили, что их ноу-хау, их бизнес-модель достойны распространения. Такие бизнесмены выходят на рынок, радостно продают права на свою франшизу и забывают о партнерах», — рассказал Михайличенко.
По словам эксперта, самый большой процент неработающих франшиз — в эконом-сегменте (это предложения с общим объемом инвестиций до 1,5 млн рублей). Именно в этом сегменте чаще всего решение о покупке франшизы принимается эмоционально: как правило, речь идет о покупателях, которые накопили небольшой стартовый капитал, но не глубоко разбираются в предпринимательстве и не занимаются тщательной проверкой франчайзеров. «На мой взгляд, пустышки — это франшизы, в основе которых лежит посредственный продукт или бизнес-процесс», — поделилась мнением руководитель компании BE Franch Елена Стефанова.
Отсутствие регулирования на рынке
Какая бы не была бизнес-модель, ни один бренд ни в одной стране мира не даст франчайзи гарантии успеха. А в России эта ситуация усугубляется еще и отсутствием какого-либо государственного регулирования.
По словам юристов, в российском законодательстве договор франчайзинга как таковой вообще не предусмотрен — стороны заключают либо договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. «Отношения между франчайзерами и их партнерами регулируются главой 54 Гражданского кодекса РФ „Коммерческая концессия“. Разница терминологии в правовом регулировании и деловом обороте вызывают у предпринимателей вопросы, какой именно вид договора должен заключаться, должны ли и в каком именно виде должны передаваться стандарты бизнеса, финмодель, прогнозы», — добавила Рождественская.
Слабый контроль рынка обычно и становится причиной судебных разбирательств между франчайзерами и франчайзи, сообщил председатель коллегии адвокатов KGBP Евгений Курбалов. Чаще всего франчайзи подают иски на франчайзеров из-за того, что последние уклоняются от обещанной поддержки или предоставляют партнерам по бизнесу неполную или общеизвестную информацию вместо ноу-хау.
Собственно, именно такие претензии и встречаются в отношении франчайзеров: «Данная организация заинтересована исключительно в ваших деньгах. Никакой толковой помощи и организации вы не увидите! То проблема с поиском помещения, то с подбором персонала, то с закупкой мебели. Отмазки при каждом разговоре. Прошел год с начала нашего „сотрудничества“ — садика до сих пор нет. Деньги возвращать не собираются. Начинаю судебное разбирательство, видимо, по-хорошему разойтись не получится», — возмущается одна из франчайзи, планировавшая открыть детский сад.
Но в судебной практике, говорят адвокаты, наиболее распространены случаи обращения не столько франчайзи, сколько франчайзеров. Например, когда предприниматель получает инструменты по управлению бизнесом во время работы с франшизой, а затем открывает свое дело, продолжая использовать ноу-хау франчайзера.
Критерии надежной франшизы
По словам эксперта ресурса franshiza.ru, для определения надежности франшизы необходимо обращать внимание на то, есть ли у компании работающие точки. Если франшиза есть только на бумаге, ей доверять не стоит.
Нет смысла также становиться первым франчайзи. Еще лучше, если у компании есть серийные франчайзи или мультифранчайзи — это бизнесмены, купившие сразу несколько точек.
«Важно проверять франчайзеров по всевозможным налоговым базам. Смотреть выручку, показатели успешности владельца франшизы в бизнесе, наличие уголовных дел. Обязательно удостовериться в том, что у франчайзера есть права на интеллектуальную собственность. Выяснить, на какое юрлицо зарегистрирована компания и с кем заключается договор франчайзинга — последние две позиции должны совпадать», — пояснила Рождественская.
Не меньшее значение имеет проверка компании с точки зрения конечного потребителя товаров или услуг. Можно посетить точку франшизы самому, а также почитать отзывы о заведениях в «Яндекс.Картах», Google Картах, «2Гис».
Как устроена работа с топовыми франшизами
Чтобы выяснить, как устроены франшизы, работающие на рынке много лет и считающиеся надежными, URA.RU попыталось связаться с франчайзерами из топ-10 по версии Forbes. Оперативнее всего нам ответил представитель «Пив&Ко».
По словам начальника сопровождения франшизы компании Ильи Андреева, добросовестные франчайзеры не просто дают партнерам «стартовый набор» для запуска бизнеса, но и сопровождают на протяжении всего периода работы. «Например, у нас на этапе заключения договора концессии за покупателем франшизы закрепляется несколько сотрудников — менеджер сопровождения, менеджер по аренде и менеджер строительства. Не бывает такого, что партнер остался один, без помощи», — заявил Андреев.
Он добавил, что заинтересованные в успехе партнерского бизнеса франчайзеры сначала помогают с подбором и планировкой помещений. Например, у них подбор самой выгодной локации доверяют искусственному интеллекту — точность компьютерной программы максимально высокая и составляет свыше 90%. Затем, по словам Андреева, добросовестные франчайзеры обычно оказывают поддержку с наймом персонала (к примеру, у «Пив&Ко» для этого существует отдельная программа для франчайзи), рекламой, закупом товара. А после открытия точки партнеров консультируют по возникающим вопросам и помогают с проведением маркетинговых акций.
По словам Андреева, обычно точка окупается в течение 14 месяцев. Но встречаются и магазины-рекордсмены, которые быстро выходят на высокие показатели. Например, одна из точек в Екатеринбурге уже в первые месяцы работы вышла на выручку в 7 млн рублей.
Бывают и обратные истории, когда магазин показывает слабые результаты. В таких случаях с партнером начинают тесно работать специалисты компании. Если выясняется, что проблема в локации, то «Пив&Ко» бесплатно найдет и оценит новое место под магазин, отрисует планировку и поможет переехать. Если же франчайзи не готов продолжать сотрудничать или его планы изменились, то ему предлагают перепродать магазин другому предпринимателю.
«Есть примеры, когда партнер строит магазин, но не оставляет денег на продукцию. А у нас на закуп товара необходимо примерно 1 — 1,2 млн рублей в зависимости от площади магазина. Кто-то думает, что такую сумму он добьет постепенно: сначала на 200 тыс. рублей закупит основные позиции, потом еще на 300 тыс. и так далее, но это неправильный подход. Если покупатель видит полупустой магазин, то он в него больше не придет», — пояснил эксперт.
Бывает и такое, что магазин, работающий достаточно долго, начинает демонстрировать сниженные показатели. В такой ситуации его включают в программу реновации. По старым точкам, требующим масштабного обновления, «Пив&Ко» бесплатно разрабатывает проект перестройки, презентует его партнерам и помогает подогнать магазин под современные стандарты оформления сети. Порой после реконструкции выручка вырастает на 240%.
По словам экспертов, таких грамотно выстроенных франшиз пока немного. Чтобы не прогореть, важно подходить к выбору будущего бизнеса с умом.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!