Почему чиновники и олигархи бьются за «Водоканал» Екатеринбурга
Екатеринбургское МУП «Водоканал» то и дело оказывается в центре скандалов. В 2022 году там началась масштабная прокурорская проверка, обернувшаяся для предприятия двумя уголовными делами — по итогам проверки ревизоры нашли миллиардные долги и нецелевые расходы. Но конфликты вокруг предприятия уходят корнями еще в 2005 год. Что представляет из себя «Водоканал» сейчас и почему ради кресла руководителя предприятия чиновники и бизнесмены конфликтуют и плетут интриги — в материале URA.RU.
Что такое «Водоканал»
МУП «Водоканал» является предприятием-монополистом — кроме него больше никто централизовано не обеспечивает жителей города водой и не занимается обслуживанием систем канализации. Всего в Екатеринбурге из 17 муниципальных предприятий только три имеют монополию на свою деятельность: помимо «Водоканала», это МУП «Метрополитен» и МУП «Гортранс». Однако остальные два уступают «Водоканалу» в масштабах.
«„Водоканал“ поставляет жизненно необходимые ресурсы, и речь не только про поставку воды, но и про отведение стоков, техническое подключение новых домов — только на этом можно получать дополнительные десятки и сотни миллионов рублей. „Водоканал“ — это огромная инфраструктура. Его устойчивое функционирование — это более серьезно и важно. К примеру, если из строя выйдет канализация, и по дорогам польются реки нечистот, это куда более страшно, так как может привести к эпидемиям», — делится с URA.RU источник, знакомый с деятельностью предприятия.
Скандалы вокруг «Водоканала»
Основу для происходящих в «Водоканале» событий заложил еще бывший директор МУПа Олег Богомазов, проработавший в должности руководителя 15 лет — до 2005 года. При нем началась разработка инвестиционной программы по развитию устаревших систем водоснабжения и водоотведения в Екатеринбурге. В 2005 году предприятие возглавил новый директор Талгат Адуллин. При нем утвердили первую редакцию программы. Объем инвестиций предусматривал 72 млрд рублей. Позднее — уже в 2013 году — на уровне правительства его сократили до 58 млрд.
В 2010 году на место Адуллина пришел Александр Ковальчик, а в 2013 году он стал фигурантом уголовного дела о злоупотреблении полномочиями. Дело возбудили в момент жесткого противостояния между городскими и областными властями, когда считалось, что МУП проводит финансовые операции в интересах мэрии. Позднее Ковальчика полностью оправдали, а в 2019 году против него возбудили новое уголовное дело по этой же статье. Спустя год дело прекратили. Все претензии силовиков были связаны с деятельностью Ковальчика на посту директора «Водоканала».
В разные годы за «Водоканал» боролись разные группы влияния. С приходом Ковальчика долгое время предприятие негласно курировал Владимир Тунгусов, бывший вице-мэр Екатеринбурга, ставший позднее вице-губернатором. В ходе каждой избирательной кампании появлялась неофициальная информация об участии «Водоканала» в финансировании связанных с Тунгусовым политических проектов и акций, направленных на дискредитацию областной власти.
URA.RU выпускало большое расследование о том, как многомиллиардные инвестиции в МУП «Водоканал» позволили получить дополнительные личные доходы как руководителям предприятия, так и работавшим с ними подрядчикам. Объем утвержденной тогда инвестпрограммы предприятия в 2,2 раза превысил размер городского бюджета. Однако большая часть из полученных в рамках программы средств осела в карманах топ-менеджеров МУП. Также агентство неоднократно рассказывало, как за городской актив борются разные группы влияния. По данным URA.RU, перед голосованием за поправки в Устав Екатеринбурга миллиардер Виталий Кочетков («Мотив»), владеющий фракцией в думе, получил полный контроль над «Водоканалом».
Прибыль «Водоканала»
МУП получает финансирование из городского бюджета, но помимо этого есть тарифная составляющая. Расходование в рамках тарифа регулируется, но более свободно, чем с бюджетными деньгами. Для производственных работ, где результатом является какой-то физический предмет, проще спрогнозировать цены и сроки, чем для тех, где требуется привлекать дополнительные технологии. Например, чтобы починить утечку на трубопроводе помимо работы бригады нужно: оплатить раскопки, купить трубу, восстановить благоустройство. «Здесь движение денег более свободное, есть где развернуться», — добавляет собеседник.
Привлекают интересантов и инвестиционные программы. «Есть несколько механизмов: в каких-то случаях может быть поиск инвестора, который забирает предприятие в концессию и что-то вкачивает туда, что-то выкачивает, чтобы заработать. Второй вариант, когда в тариф устанавливается инвестиционная надбавка. Деньги, которые приходят по инвестиционной программе, регулируются, но также есть, где развернуться. Но стоит понимать, что это вещи условные и говорить, что деньги валяются на дороге в „Водоканале“ — не стоит», — рассказывает инсайдер.
Для примера, в планах на 2022 год у «Водоканала» стояло подключение к сетям водоснабжения и водоотведения 121 объект капитального строительства. По словам инсайдера, подключение 18-этажной новостройки несколько лет назад обошлось порядка в 120 млн рублей. Таким образом, можно предположить, что на том, чтобы подключить к сетям 121 объект, МУП заработал порядка 14,5 миллиардов рублей.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!