Сумин поборется с Шаймиевым
Накануне выборов в Госдуму челябинским политикам представилась отличная возможность показать свой лоббистский потенциал. Южный Урал может стать участником очередного международного мегапроекта, сулящего региону как экономические, так и репутационные дивиденды. Речь идет о строительстве нового автотранспортного коридора, который соединит юг Казахстана с европейской частью России и выйдет к Балтийскому морю. Однако для начала Челябинской области необходимо обойти серьезного соперника - в лице республики Татарстан. «URA.Ru» - с подробностями.
Челябинской области выпал шанс отыграться за поражение в борьбе за право разместить на своей территории международный скоростной транзит из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Уступив северному соседу Екатеринбургу основной ход второго международного транспортного коридора, устремленного из Берлина через Варшаву, Минск, Москву и Нижний Новгород дальше на восток, Челябинск может стать одним из пунктов альтернативной трансконтинентальной магистрали, строительство которой задумали власти Казахстана.
По замыслу правительства соседней республики, ориентировочно к 2020 году по территории Казахстана протянется автотранспортный коридор, который свяжет приграничные с Китаем районы на юге страны и казахстанско-российскую границу на севере. Ожидается, что вкупе с использованием запланированной к строительству железнодорожной магистрали от станции Достык на границе с КНР до порта Актау на Каспийском море новые автодороги позволят более чем в 10 раз увеличить объемы транзитных перевозок через Казахстан, который и сейчас получает по этой статье доходов порядка 150-160 млн. долларов США в год.
Причем строительством дорог на своей территории намерения казахской стороны не ограничиваются: республиканский кабинет министров предлагает российскому правительству совместными усилиями пробить новый автомобильный коридор сквозь европейскую часть России, доведя его вплоть до морского порта Санкт-Петербурга. Предложение, кажется, нашло понимание у российской стороны. Международный коридор из Европы в Юго-Восточную Азию, продленный несколько лет назад пока только до Екатеринбурга, зиждется лишь на возможностях Транссибирской железнодорожной магистрали. А сопутствующие автодороги требуемой категории практически отсутствуют даже на той территории, которая простирается всего лишь до Урала, не говоря уже о бескрайних сибирских просторах…
Теперь сторонам осталось согласовать детали, и одним из краеугольных вопросов стал выбор маршрута, по которому мог бы пройти возрожденный «шелковый путь». От ответа на него зависит перспектива участия Челябинской области в этом проекте. По словам министра транспорта России Игоря Левитина, казахстанской стороне кажется оптимальным выбор в пользу Оренбурга и Казани. Однако его ведомство настаивает на том, чтобы на российской территории автотранспортный коридор первым встречал именно Челябинск.
Доводы казахов вполне убедительны и вряд ли ограничиваются одной только религиозно-этнической близостью с Татарстаном. Благодаря выгодному географическому положению республики именно на территории Татарстана вырисовывается перекресток основных транспортных коридоров направлением с запада на восток и с севера на юг. Второй панъевропейский коридор, продленный до Екатеринбурга, проходит как раз через Казань. У направления с севера на юг на территории Татарстана имеется вспомогательный путь – по Волге, которая позволяет наладить активный контейнерный транзит по легендарному маршруту «из варягов в греки».
Собственно, впервые о новой автодороге, которая могла бы в перспективе соединить российскую северную столицу с казахстанско-китайской границей, было заявлено не где-нибудь, а именно в Казани, когда несколько месяцев назад республиканские власти представляли федеральным чиновникам долгосрочную концепцию развития транспортной инфраструктуры Татарстана, рассчитанную аж до 2040 года. Иными словами, предлагая свой вариант продолжения строительства нового коридора по российской территории, Астана лишь поддержала проект, родившийся в Казани.
Однако и в пользу Челябинска найдется немало аргументов, начиная с того, что именно Южный Урал традиционно служил воротами в Азию для России и Европы в целом. По территории нынешней Челябинской области когда-то проходил Великий шелковый путь, о чем напоминает навьюченный верблюд на гербах Челябинска и Челябинской области. Но если абстрагироваться от исторических параллелей и вернуться к реалиям сегодняшнего дня, то выбор в пользу Челябинска также может быть сделан в силу географического фактора. Челябинская область граничит непосредственно с Казахстаном и является одним из основных торгово-экономических партнеров республики. Челябинск стоит на «южном плече» Транссиба и тоже на перекрестке путей, развитием которых рано или поздно придется заниматься: хоть на север до Екатеринбурга, хоть на запад – в сторону Уфы, хоть на восток – в Западную Сибирь. Во все эти стороны ведут дороги федерального значения, о реконструкции которых правительство Челябинской области неоднократно ставило вопрос перед центром.
По словам Игоря Левитина, сейчас российская сторона взяла тайм-аут, чтобы просчитать проект и определиться в пользу имеющихся вариантов прокладки нового маршрута. А челябинским администраторам и политикам представился случай показать избирателям и друг другу свои лоббистские возможности в столице и проверить свою многолетнюю дружбу с соседним Казахстаном. По информации «URA.Ru», негласную задачу организовать продвижение интересов Челябинской области в проработке мегапроекта получило от руководства региона южноуральское землячество в Москве.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!