Кириенко объявит в Челябинске, что ЮУАЭС переезжает
Южно-Уральская атомная электростанция, о необходимости которой в один голос говорят власти всех уровней, скорее всего, будет построена не там, где ее планировали изначально. Накануне очередного приезда в Челябинскую область руководителя Росатома Сергея Кириенко в возглавляемом им ведомстве признали наличие проблемы, которая может существенным образом затруднить перспективы ЮУАЭС. Если раньше ее строительство обосновывалось угрозой переполнения Теченского каскада водоемов, то теперь выясняется, что накопленных водных ресурсов для нужд будущей станции попросту не хватит. «URA.Ru» - с подробностями.
Уходящая осень ознаменовалась попытками убедить население Челябинской области в том, что появление на Южном Урале собственной атомной электростанции – это вопрос времени, причем ждать осталось не так уж и долго. Сначала о строительстве ЮУАЭС перед Росатомом ходатайствовали депутаты Законодательного собрания области. Затем с аналогичной рекомендацией к исполнительным органам выступил федеральный парламент. Апофеозом стал брифинг двух «атомных генералов» – директора строящейся АЭС Владимира Морозова и директора знаменитого ПО «Маяк» Виталия Садовникова. Накануне очередной годовщины печально известной радиационной аварии сентября 1957 года они сообщили, что решение о возобновлении строительства законсервированной 15 лет назад ЮУАЭС может быть принято, самое позднее, в январе следующего года. Примерно 2,5 - 3 года будет потрачено на уточнение проекта станции, и примерно столько же – на получение разрешительной документации. После этого, собственно, и закипит строительство.
Однако повременить с пуском станции, возможно, придется еще, и не исключено, что об этом будет вынужден объявить сам глава Федерального агентства по атомной энергии, который собирается посетить Челябинскую область 30 ноября. Основной темой визита снова объявлены мероприятия по социально-экологической реабилитации территорий, пострадавших в результате деятельности «Маяка». Но вопрос о строительстве атомной станции так или иначе затрагивается в ходе каждой поездки Сергея Кириенко на Южный Урал. Тем более что он остается на особом контроле у местных «зеленых», которые с воодушевлением встречают любое препятствие к появлению в регионе такого объекта, как атомная электростанция. Вот и накануне очередного визита в Росатоме признали, что по-прежнему рано говорить не только о сроках строительства и пуска ЮУАЭС. Не определено даже место ее размещения.
Напомним, строительство ЮУАЭС началось в 1982 году недалеко от секретного города Челябинск-65 (ныне Озерск), на территории которого расположено ПО «Маяк» – предприятие по производству оружейного плутония и радиоизотопов. Станцию предполагалось оснастить тремя экспериментально-промышленными реакторами на быстрых нейтронах суммарной мощностью до 2,5 ГВт. Единственный в мире реактор такого типа действует сейчас, а второй только строится на Белоярской АЭС в соседней Свердловской области. Однако в 1986 году грянул Чернобыль, и в 1991-м, придя на референдум о судьбе СССР, население Челябинской области проголосовало за прекращение строительства ЮУАЭС. Работы, выполненные на так называемом нулевом цикле, остановились. С конца 90-х власти региона неоднократно ставили перед федеральным центром вопрос о достройке ЮУАЭС, подразумевая ее как панацею от двух напастей. В области снова обозначился дефицит дешевой энергии, и все острее становилась проблема Теченского каскада водоемов, где с 60-х годов копились низкоактивные отходы ПО «Маяк». Ведь прежний проект ЮУАЭС предполагал понижение уровня наполняемости каскада за счет использования его содержимого в охлаждающих реакторных контурах.
Однако, как уже сообщалось, от первоначального проекта в Росатоме решили отказаться. Новая ЮУАЭС будет оснащена четырьмя реакторами самого распространенного «советского» типа ВВР-1000 суммарной мощностью примерно 4-4,2 ГВт. После постройки Южно-Уральская станция может стать крупнейшей не только в России, но и в мире. По заключению специалистов, для размещения такого монстра вполне подошла бы прежняя стройплощадка, где, правда, работы пришлось бы выполнить практически с нуля: во-первых, за состояние фундамента после 15 лет запустения трудно поручиться, а во-вторых, реакторы БН-800 значительно более компактные по размерам, чем те, что предполагается строить теперь. Но главная трудность в том, что на охлаждение всех четырех энергоблоков с реакторами ВВР-1000 потребуется значительно больше воды, чем предполагалось ранее. «Более того, по некоторым оценкам, воды потребуется даже больше, чем может дать Теченский каскад, - рассказал «URA.Ru» информированный источник в Росатоме, попросивший не называть его имя. – Иными словами, проблема переполнения радиоактивного хранилища под открытым небом грозит превратиться в противоположную – его фактического опустошения».
Как из этой ситуации выкрутится Росатом, в ведомстве Сергея Кириенко пока ничего определенного сказать не могут. «Проект предстоит провести через очень серьезную проработку, и, прежде всего, на наличие рядом соответствующих гидрологических ресурсов. В связи с этим не могу исключать, что строить станцию придется в другом месте», - заявил собеседник нашего агентства, напомнив, что строительство ЮУАЭС в планах федерального агентства на ближайшие годы не значится, а следовательно, у Росатома еще есть время хорошенько поразмыслить. Единственное, о чем в ведомстве Сергея Кириенко сейчас готовы говорить с уверенностью, - станции на Южном Урале все равно быть, учитывая курс на наращивание атомной генерации и возрастающую нехватку энергии в развивающемся урало-сибирском промышленном регионе.
Между тем общественные экологи не исключают, что проект может застопориться и по другой причине. Прежняя стройплощадка ЮУАЭС расположена в головной части Восточно-уральского радиоактивного следа, который образовался от выброса радиоактивных веществ в результате взрыва на «Маяке» в 1957 году. В 60-х годах на особенно зараженной части территории был образован опытно-исследовательский государственный заповедник. По российским законам это особо охраняемая природная зона, где запрещена любая хозяйственная деятельность, а значит, как считает руководитель озерского отделения группы «Экозащита!» Надежда Кутепова, ни о какой атомной станции здесь не может идти и речи. Впрочем, как напомнил источник «URA.Ru» в Росатоме, еще перед началом строительства ЮУАЭС от заповедной территории было официально отрезано 450 гектаров земельных угодий, на которых и разместилась строительная площадка. Так что нынешний юридический статус объекта в атомном ведомстве считают полностью урегулированным.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!