«Это заговор, посмотрите, все потеют и визжат, как недорезанные!»
В четверг в здании мэрии Екатеринбурга случилось настоящее столпотворение, такое, что пришлось даже вызвать «скорую помощь». Горожане, депутаты и чиновники вместе обсуждали бюджет города на 2007 год. Корреспондент «URA.Ru» побывал на мероприятии и увидел много занятного: плоды стараний телемагната Игоря Мишина, «секретный доклад» Олега Хабибуллина, инициацию Ильи Борзенкова, три десятка купленных бабушек по 600 рублей за голову, удивительного человека, нашедшего 45 миллионов, но так и не отдавшего их Чернецкому, и многое другое.
Честно говоря, зря городская администрация стала рекламировать публичные слушания бюджета города на 2007 год так активно. Вот, к примеру, с утра о слушаниях рассказывала популярная городская передача «Утренний экспресс». Ее милые ведущие сообщали, что каждый желающий сегодня сможет прийти в мэрию Екатеринбурга и принять участие в обсуждении бюджета Екатеринбурга на 2007 год. Ведущие, наверное, представляли это себе примерно так: в светлую и просторную комнату с васильковыми обоями приходят зрители «Утреннего экспресса», их рассаживают по уютным креслам, приносят чай с пряниками, и мэр Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий начинает ласково говорить о том, сколько миллиардов рублей уйдет на строительство дорог. Какая-нибудь из пенсионерок вежливо просит добавить в смету еще денег на строительство подъездного пути к ее дому на Сортировке, и заботливый градоначальник ручкой с золотым пером тут же выводит в документе заветную строку.
В итоге зал номер 339 в здании городской администрации, где проходили слушания, оказался забит так, что я впервые в жизни понял: поговорка «Яблоку негде упасть» - это не художественная метафора. Если бы в 339-м зале кому-нибудь в голову пришло бросаться яблоками (а дальнейшие события показали, что такое вполне могло произойти), то падать им было бы абсолютно некуда. Люди заняли все сидячие места, стояли в проходах и наступали друг другу на ноги. Чтобы предотвратить повторение ходынской трагедии, охранники вскоре перестали пускать в зал желающих. У входных дверей депутат городской Думы Олег Хабибуллин ругался с дверными стражами, которые отказывались впускать его помощницу. Поспорив минуты две, он ушел, оставив женщину наедине с охраной.
- Вы что, не знаете, кто это был? Это был депутат городской Думы! – тыкала женщина пальцем в грудь охраннику.
- Что вы, - нахально улыбался страж. – Это был директор магазина «Купец».
Основатель магазина «Купец» и депутат городской Думы Олег Хабибуллин в этот день готовился стать звездой. Еще накануне он оповестил журналистов, что на публичных слушаниях «будет бой». В руках Олег Вахалиевич сжимал папку с бумагами.
- Сколько времени вам дадут выступать?- спросил я.
- Минуты три, наверное.
- Всего не скажешь. Дайте посмотреть текст доклада?
Хабибуллин протянул мне его – сбитые скрепкой два листа формата А4. В них пестрили набранные большими буквами слова «ОБМАН!», «ПРОФАНАЦИЯ!» и какие-то чудовищные цифры – 500 миллионов, 1,5 миллиарда. Из текста выходило, что мэрия скрывает от своих горожан два миллиарда доходов, полученных, например, за аренду имущества или оказание услуг. Я не успел разглядеть, какова природа этих цифр, откуда Олег Вахалиевич их взял – он забрал у меня документ и ушел готовиться к выступлению.
Вести слушания выпало вице-мэру Илье Борзенкову, совсем недавно занявшему высокий пост в «сером доме». Наверное, его подрядили на это мероприятие как бывшего депутата областной Думы, а значит – публичного политика, привыкшего общаться с народом. Или же новичку устроили испытание, которое должно сыграть роль инициации при вхождении в клан Аркадия Чернецкого. В любом случае, его доля оказалась незавидной.
Стоило г-ну Борзенкову объявить первого докладчика (им, конечно, стал глава финансово-бюджетного управления мэрии Андрей Корюков), как в зале поднялся невообразимый гам. Выяснилось, что это Олег Хабибуллин также начал свое выступление, с места. Правда, если г-н Корюков говорил о дефиците и расходах, то г-н Хабибуллин остановился на бытовых деталях. Он принялся обвинять чиновников мэрии в том, что те расселись по стульям, в то время как пожилые женщины вынуждены тесниться по проходам в духоте.
- Рядом актовый зал на тысячу человек, а вы всех сюда запихнули. Вы специально насилуете горожан! – кричал он.
По его мнению, в этом был, конечно, какой-то заговор. Духота, впрочем, и впрямь стояла чудовищная. Все потели. Периодически несколько человек выходили из зала и производили действия, знакомые каждому, бывавшему в русской бане: то есть махали руками на лицо, вдыхали полной грудью и говорили «Уф-ф, хорошо!»
В конце концов депутату Хабибуллину все же удалось добиться справедливости. Под его напором чиновники из первых рядов встали и уступили места пожилым женщинам. Олег Вахалиевич быстро рассадил старушек по стульям. Этот жест многим, да и мне, поначалу показался весьма достойным. Но вскоре выяснилось, что бабушки из первых рядов почему-то голосуют и выступают с мест исключительно против городской администрации.
- Это хабибуллинские, - процедил один из знакомых сотрудников мэрии, стоящий рядом. – Он им по 600 рублей заплатил. 32 человека.
Не стоило бы принимать такие заявления на веру, но я все же произвел в голове нехитрый арифметический расчет – получилось 19 200 рублей за все удовольствие.
Ход самих слушаний пересказывать нет никакого смысла. Из зала в президиум приходили записки, Илья Борзенков зачитывал их, а Андрей Корюков пытался отвечать. Буквально каждую минуту вспыхивали новые скандалы. Многим не давали голоса – и тут уж поднимался совершенно невообразимый гам. Особенно старался, к примеру, житель поселка Березовский. Этот лысеющий мужчина с барсеткой под мышкой кричал, что нашел 45 миллионов рублей для бюджета Екатеринбурга, но слова ему не дали. Наверное, теперь ему придется оставить эти деньги себе.
- Спокойнее, уважаемые участники, - взмолился Илья Борзенков. – В зале находятся люди, которые пытаются вас завести!
Олег Хабибуллин кричал ему что-то про Конституцию и свободу слова, Илья Борзенков кричал что-то в ответ – в этой круговерти трудно было что-либо разобрать. Удивительно, но еще совсем недавно г-н Борзенков был точно таким же смутьяном в областной Думе, каким г-н Хабибуллин является в городской. Они кричали друг на друга, бывший и нынешний оппозиционеры, рядом кричали их сторонники и противники. Ко всей этой картине не хватало еще какого-нибудь яркого штриха, и вот он появился – в зал вдруг прошла бригада из двух врачей «скорой помощи». Я было подумал, что они собираются увести нашедшего 45 миллионов рублей мужчину, или даже депутата Хабибуллина в скорбный дом, но меня успокоили: медиков вызвали на всякий случай, если кому-нибудь из пожилых людей в духоте станет плохо.
Конечно, публичные слушания бюджета Екатеринбурга – совершенно бесполезное мероприятие. Это не вина мэрии Екатеринбурга (которая проводит их согласно федеральному закону) и даже не депутата Хабибуллина (замечания которого действительно интересны, но ведь у него есть другая трибуна – городской Думы), и уж конечно не полутысячи пенсионерок, пришедших послушать, как делятся их деньги. Такие слушания можно было бы превратить в закрытое мероприятие, на которое придут специально приглашенные бабушки (как в Курганской области, где единственной участницей стала пенсионерка Алиса Кретинина), а можно устроить в душном зале столпотворение, вроде того, что случилось в четверг. Но ничего хорошего не выйдет в любом случае.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!