Христенко стал крестным отцом детища Бикова
Ноябрьск, небольшой ямальский город, на один день вошел в федеральную повестку. 30 января министр промышленности Виктор Христенко прилетел туда, чтобы забить сваю первой в России частной парогазовой электростанции. Это проект московской компании «Интертехэлектро-Новая генерация», которая известна уральской бизнес-элите своим председателем совета директоров – Артемом Биковым (бывший глава «Тюменьэнерго» и экс-советник Анатолия Чубайса), а также планами по строительству малой генерации практически во всем УрФО. О том, кто из VIP был замечен в Ноябрьске, о какой революции говорил Христенко и что он пообещал промышленникам, а также другие подробности – в материале «URA.Ru».
Триумф Бикова
Такого количества высокопоставленных гостей Ноябрьск – город нефтяников со стотысячным населением на юге Ямала – не видел, наверное, никогда. «Тут и пробок-то на дорогах, скорее всего, раньше не было. Даже неудобно перед людьми – мы приехали и сразу – гаишники, мигалки, пробки», - вздыхал особо жалостливый столичный журналист.
А гостей из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени и Кургана было, действительно, немало – около сотни. Забивать сваю первой в России частной парогазовой электростанции мощностью 124 МВт, которую в Ноябрьске построит компания «Интертехэлектро-Новая генерация» (ИТЭ-НГ), приехали министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко со свитой чиновников, председатель правления Федеральной сетевой компании Андрей Раппопорт, технический директор РАО ЕЭС Борис Вайнзихер.
Был замечен в компании VIP и Александр Рязанов – бывший зампред правления «Газпрома» и экс-президент «Газпром нефти». Так и осталось неясным: то ли Александр Николаевич приехал на торжество по старой дружбе с «Газпром нефтью» (а именно для нужд «дочки» этой компании – «Ноябрьскнефтегаза» - строится электростанция, и именно при Рязанове были подписаны соглашения с «Интертехэлектро-Новая генерация»), то ли он все-таки возглавит в РАО ЕЭС комиссию по инвестициям (на эту должность его лоббирует глава МЭРТа Герман Греф). Не исключено и то, что Рязанова пригласили на мероприятие просто из уважения. В любом случае в списке участников в графе о месте работы напротив фамилии нефтегазового генерала написано ничего не было.
Посмотреть на то, как Христенко станет крестным отцом новой электростанции, повезло не всем. Губернатор Ямала Юрий Неелов не смог вылететь их аэропорта Салехарда из-за плохой погоды, а губернатор Курганской области Олег Богомолов на церемонию открытия опоздал – из Екатеринбурга чартер с уральской прессой и участниками вылетел с опозданием. В Ноябрьске мело: при низкой температуре (всего – 4 градуса) гостей буквально сдувал сильный ветер.
Тем не менее, погода не смогла помешать торжественному событию. В белоснежном поле, огороженном забором, был установлен стол с макетом будущей электростанции, которая вырастет на этой площадке всего-то через два года – к декабрю 2008-го. «Крупный проект строительства на Ямале электростанции независимыми инвесторами - это «ноябрьская мини-революция», ее результаты увидят и город, и нефтегазовые компании, и наши европейские партнеры», - заявил на церемонии министр Христенко. А председатель совета директоров ИТЭ-НГ Артем Биков добавил, что «этот проект уникален, потому что в России еще не строили электростанции на средства частных инвесторов».
Покончив с речами, почетные гости поставили свои подписи на памятный документ, который был помещен в капсулу и будет заложен в основание электростанции. А затем настал черед вбивания сваи. Виктор Христенко не подвел – протянутый ему трос потянул и запустил сваебой (механизм, который вбил первую сваю под фундамент). Помогали ему Артем Биков, Александр Коган (гендиректор ИТЭ-НГ) и мэр Ноябрьска Николай Коробков.
На этом приятные церемонии закончились, гости и хозяева мероприятия стройным кортежем отправились в мэрию Ноябрьска. Грустными взглядами их провожала группа уральской прессы, только-только подъехавшая к площадке будущей электростанции. Впрочем, как выяснилось, расстраивались зря, так как стали единственными журналистами, кому повезло узнать, сколько денег ИТЭ-НГ вложит в строительство электростанции. Прояснил этот вопрос Сергей Земсков – замгендиректора ИТЭ-НГ, руководитель проекта Ноябрьской парогазовой электростанции – человек, который с самого начала занимался подготовкой строительства.
По его словам, проектная стоимость объекта составляет порядка 170 млн. долларов, из которых 30 миллионов уже потрачены на подготовку и авансы поставщикам оборудования (в частности, американской компании GE Energy, которая впервые, специально для Ноябрьской станции, разрабатывала газовые турбины с учетом северной специфики – низких температур). При этом, как указывается в материалах ИТЭ-НГ, 30% составят собственные средства компании, а еще 70% - заемные, которые привлечены с помощью французской банковской группы BNP Paribas.
Как оказалось, Сергей Земсков невольно выдал секрет, так как позже Артем Биков так и не ответил на вопрос, во сколько обойдется строительство. Сделал он это ловко – сославшись на договоренность о неразглашении с BNP Paribas.
Сигналы от Христенко
Второй частью программы министра Христенко в Ноябрьске значилось совещание по электроснабжению Тюменского энергоузла. Прессу на него не пустили, и когда уже в конце совещания журналисты начали тайно проникать в зал заседаний ноябрьской мэрии, Виктор Борисович со словами: «Тут, я вижу, пресса начала просачиваться», быстро свернул заседание. Это был первый сигнал от Христенко. Участники совещания начали резво покидать зал, уворачиваясь от журналистов и напевая: «А мы тут ни при чем, а мы тут ни при чем». Это они намекали на то, что министру промышленности предстояла пресс-конференция.
Сам же Виктор Борисович на упреки о закрытости совещания ответил, что зал заседаний мэрии Ноябрьска не смог бы вместить всех желающих послушать: «Нужно было режим видеотрансляции устроить». Это был сигнал городской администрации.
Но более серьезными стали последующие заявления министра промышленности. Так, проект строительства парогазовой электростанции в Ноябрьске, по словам Христенко, – самый лучший ответ на вопрос о реализации реформы электроэнергетики в России. «Это знаковый момент, инвестор в данном случае проголосовал не руками, а деньгами», - отметил министр. Он также заявил, что не видит никаких ограничений для того, чтобы в проектах по строительству теплоэнергетики в России присоединялся зарубежный капитал.
«Я не вижу никаких неурегулированных рисков в проекте Ноябрьской электростанции», - сказал Христенко, отвечая на вопрос о том, не останется ли ноябрьская станция после пуска без газа, как это произошло с Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге, газ на которую отказался поставлять «Газпром». По словам министра, ситуация с ноябрьским проектом простая: «С одной стороны, она базируется на долгосрочном контракте поставок топлива (газа) «Газпром нефтью». С другой – на долгосрочном контракте по поставке электроэнергии нефтяникам». По мнению Христенко, в будущем конструкция – нефтегазовая компания – энергетическая инжиниринговая компания – инвестор – должна перейти в обычную практику. Это был сигнал инвесторам.
А далее министр, развивая газовую тему, сделал знаковое заявление. По его словам, по решению правительства от 30 ноября 2006 года планируется к 1 апреля 2007 года перевести промышленных потребителей с тарифного регулирования на долгосрочные договоры с газовыми компаниями. При этом в перспективе доля независимых производителей газа на внутреннем рынке должна возрасти с сегодняшних 30% (остальная часть – на «Газпроме») до доминирующего положения к 2015-2020 годам. По словам министра, когда промышленники начнут подписывать с газовиками долгосрочные договора (не менее чем на 5 лет), в которых будет прописана формула цены, у промышленных потребителей не будет возникать желания неэффективно сжигать газ (по подсчетам Минпромэнерго, из 420 млрд. куб. м газа, потребляемых в России, 100 млрд. сжигаются неэффективно). Это был один из самых серьезных сигналов - независимым производителям газа и промышленникам.
Что же касается собственно темы энергоснабжения Тюменского региона, то, как уже сообщало «URA.Ru», министр Христенко заявил о необходимости корректировки программы по развитию Тюменской энергосистемы до 2010 года, подписанной в РАО. По его словам, необходимо уточнить объемы, сроки и количество вводимых генерирующих и сетевых объектов. Рост энергопотребления и его объемы в Тюменском регионе, как сказал сам Христенко, выше, чем в других субъектах Федерации, и требуют двукратного прироста общей установленной мощности к 2020 году, а также 10 млрд. долларов. С острой проблемой энергодефицита область может столкнуться уже в 2008 году.
С одной стороны, строительство небольших энергообъектов – как раз таких, как проект Ноябрьской электростанции, – смягчит проблему энергодефицита. Но, с другой стороны, как заметил сам Христенко, без строительства большой генерации не обойтись. Пока ни один из проектов по строительству новых генерирующих объектов в Тюменском регионе не реализуется. В лучшем случае, как с Нижневартовской ГРЭС (ОГК-1), готова предпроектная документация, в худшем – нет даже ТЭО. При этом и само Минпромэнерго тормозит этот процесс: чиновники до сих пор не провели (хотя обещали к концу 2006 года) конкурс на выбор проектов, которые будут осуществляться в рамках механизма гарантирования инвестиций. На такие особые условия претендуют два проекта на Ямале – строительство электростанции в Тарко-Сале (ОГК-5 и «НОВАТЭК») и расширение Уренгойской ГРЭС (ОГК-1). Теперь, как говорится в материалах Минпромэнерго, не позднее первого квартала этого года конкурс все-таки состоится. Осталось два месяца. Это уже сигнал самому Виктору Христенко.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!