«Ты видел, как они вели избирательную кампанию? Это же кошмар...!»
Одно из главных политических событий этого года в «тюменской матрешке» завершено. На выборах депутатов Тюменской облдумы, в чем мало кто сомневался, победила «Единая Россия». Еще до окончания голосования корреспондент «URA.Ru» встретился в штабе партии власти с депутатом Госдумы и лидером тюменских «единороссов» Вячеславом Тимченко и записал интервью с руководителем избирательной кампании. Прочитав его, вы узнаете: зачем ему срочно звонил друг Симановский, какого федерального политика Тимченко сравнил с Петросяном, что за вопрос заставил партфункционера резко перейти на «ты», и с кем в будущей Облдуме «единороссы» пойдут на создание альянсов. Подробности – в эксклюзивном интервью «URA.Ru».
– Вячеслав Степанович, вижу у вас в штабе только тюменские… А где же куратор кампании Валерий Афонасьевич Язев?
– Я за него (Улыбается).
– Очень хорошо, тогда вопрос к вам не как к депутату Госдумы РФ, а как к куратору избирательной кампании «единороссов». Уже сегодня станут известны итоги голосования. Хотелось бы поговорить о том, как вы оцениваете прошедшую кампанию. Причем, не только применительно к «Единой России», а в первую очередь – к политическим оппонентам вашей партии. Какую оценку дадите? Партия вообще чувствовала присутствие конкурентов?
– Ну, давайте по порядку. Я так понимаю, речь идет об эффективности избирательных кампаний…
– Да, конечно.
– Возьмем «Справедливую Россию», основной лозунг которой – «За справедливость». Не вижу ничего в этом особенного. Мы его и так признавали, поэтому ничего оппозиционного я в нем не вижу. Более того, «единороссы» на основе конкретных дел эту справедливость отстаивали, в том числе, в Госдуме. Яркий пример тому – принятие 122-го федерального закона о монетизации льгот. Именно наша партия являлась инициатором этого проекта, который абсолютно четко ложится в понятие справедливости. В отличие от наших оппонентов мы не занимались популизмом, и это была самая эффективная кампания.
Теперь ЛДПР… ничего не имею против существования права на жизнь либерально-демократических взглядов, мнений, убеждений. Но сегодня партия с подобным названием не до конца отвечает тем требованиям, которые должны ставиться перед партией подобного толка. На мой взгляд, сегодня ЛДПР – это партия одного человека – Владимира Жириновского. Уйдет Владимир Вольфович и партия перестанет быть той политической силой, которой она сегодня является. Думаю, что в подобном случае, либерал-демократы не смогут на ближайших выборах в Госдуму набрать и семи процентов.
Что касается «левых», которые представлены КПРФ и РКРП… Я с уважением отношусь к истории нашей страны. Если мы не признаем своей истории, это означает, что мы не признаем наше государство. Я всегда выступал против переименований улиц, сноса памятников деятелям времен СССР. Зачем уподобляться тем, кто поступал неправильно. «Левые» идеи также имеют право на жизнь, но, по моему убеждению, не в том виде, в котором их преподносят наши оппоненты из КПРФ и РКРП, к примеру, здесь, в Тюмени. Я не считаю оправданным играть на чувствах пожилого человека, старшего поколения. Не стоит призывать к возвращению в прошлое. Общая собственность – это не есть принцип социальной справедливости. Не нужно пытаться дважды входить в одну и ту же воду. А по большому счету – это популизм. При этом, они ведь не глупые люди. Они прекрасно понимают, как работают экономические законы, понимают, что нельзя пренебрегать опытом страны, которая уже пыталась перепрыгнуть через несколько ступеней государственного устройства. Но, тем не менее, продолжают декларировать эти дешевые популистские идеи. Я понимаю, что людям, которые в свое время сидели в обкомовских кабинетах, снова хочется попасть во власть. Но не такими ведь методами.
Что нас отличает от наших оппонентов – реальность предложений и реальность же их исполнения. Мы готовы брать на себя ответственность, и, поверьте, это очень не просто. Заявить инициативу, а потом за нее отвечать.
– Вы забыли про ДПР. У них, конечно, позиции несколько слабее, чем у «Единой России» или ЛДПР, но…
– Нет, я не забыл. Просто дело в том, что они только недавно о себе заявили в Тюменской области. То есть они только-только начинают выходить на местное политическое поле. Они это и сами признают. Поэтому пока особенно о «Демократической партии России» в Тюменской области сказать не могу.
– Давайте перейдем из обсуждения глобальных вопросов партийной жизни к более земным. Я имею ввиду предвыборную кампанию ваших оппонентов, если не во всей Тюменской области, включая Ямал и Югру, то, по крайней мере, в Тюмени. Мне как политическому обозревателю запомнились наиболее яркие эпизоды в кампаниях партий. Вот о них бы хотелось услышать ваше мнение. О том, зачем это было нужно, на ваш взгляд и насколько это было эффективно. К примеру, позиционирование «Справедливой России», на листовках которой было написано – «Новый курс президента»…
– А какого президента? Джорджа Буша? Президента ТНК-ВР? Белоруссии? Кого конкретно?
– Ну, мы живем в одной стране, и понимаем, что речь идет о Путине, на которого у «единороссов» есть негласное авторское право. Не считаете ли вы, что это была попытка оттянуть кусок электората у «Единой России»?
– Из-за этой размытости в тексте листовки мы стали обращать внимания на этот ход «Справедливой России», не стали обращаться в судебные инстанции, говорить о том, что это прямое использование имени главы государства. К тому, же, я не считаю, что этот ход никак не повлиял на наш электорат. Может быть, от силы, они увели у нас 1,5% избирателей. Не больше. Я думаю, сегодня мало кто из населения всерьез воспринял подобный PR, поскольку все прекрасно понимают, что президент Путин никогда не был сторонником левых идей, декларируемых Мироновым. Президент неоднократно говорил о своем отношении именно к «Единой России», к участию в ее создании. Поэтому, всем понятно, с кем идут сегодня «единороссы».
Да, «Справедливая Россия» на этих выборах вела очень агрессивную кампанию. Основной упор был сделан на то, чтобы завалить население агиткой. Такое ощущение, что в город и область ее везли тоннами. Основная масса ведь в регион завозилась из других территорий. Не скажу, что эта тактика была позитивно воспринята населением, которое сталкивалось в подъездах с целыми кипами листовок и газет, попросту брошенных на пол и превращающихся в груду мусора.
– За ЛДПР запомнилось и обсуждалось выступление Владимира Жириновского на встрече с журналистами в Тюмени, где он зачем-то поднял на повестку давно забытую тему – интеграцию Тюменской области, Югры и Ямала. Как, на ваш взгляд, сработал этот ход и зачем он был нужен?
– Не уверен, что это сработало в плюс. Здесь я полностью согласен с губернаторами, которые говорят о том, что существующие отношения в рамках трехстороннего соглашения наиболее оптимальны и, в первую очередь, работают на жителей трех территорий. Строятся больницы, детские сады, жилье. Что ж в этом плохого? Жириновский же приехал и давай – вас объединят, нужно меньшее количество субъектов и так далее…
– А нужно-то ему это зачем было?
– Я думаю, здесь есть две причины. Все знают, что на Ямале не очень жалуют Владимира Вольфовича. У многих в памяти остался скандал с выборами в Думу, который ЛДПР инициировало в 2005 году. Не исключаю, что эти заявления – некий укол Юрию Васильевичу [Неелову]. Мол, знаем, как на севере относятся к идее интеграции, мы немножко подогреем ситуацию.
Во-вторых, Жириновский прекрасно понимал, что ему как лидеру партии необходимо было привлечь к себе внимание. Любым способом. При этом, он извлек урок из опыта Миронова, который во время приезда в Тюмень очень неудачно решил привлечь к себе внимание. Он начал говорить о централизации региональных доходов и распределении их обратно. Этого ни в одном регионе не любят слышать. А Жириновскому, вероятно, его коллеги в Тюмени подсказали, в какую сторону двигаться в своих заявлениях, чтобы они сработали. И он учел это.
Насколько этот ход, об объединении, был эффективен? Для того, чтобы заметили партию – вполне эффективен. Полезен для того, чтобы привлечь в день голосования недовольных, которые всегда есть. Есть недовольные представители элит, есть рядовые избиратели, которые просто поклонники Владимира Вольфовича и его спичей. Знаете, как у Петросяна, к примеру. Я еще раз убедился в том, что Жириновский – прекрасный режиссер, актер и шоумен.
– Перейдем к «левым». В ходе избирательной кампании РКРП запомнилась акция Александра Черепанова в центре города, в ходе которой он позволил себе призывы к смене государственного строя. Думаю, что для пожилых людей, сочувствующих коммунистам, это была действенная мера привлечения внимания. Правда, небезопасная. Что скажете вы?
– Ну, во-первых, они не случайно не стали подписывать перед выборами соглашение о честных выборах. Так что, ожидать от них каких-либо подобных акций было можно. Мы не стали заострять на этом своего внимания, так как РКРП в Тюмени всегда играло на грани фола. Что и дало повод суду снять Черепанова с выборов. При этом, заметьте, это не наша инициатива. Сняли по заявлению кандидата от ЛДПР.
– Кстати, губернаторы, которые возглавляют список «единороссов» также оплачивают служебные машины, технику и прочее? Черепанова ведь за эти нарушения сняли…
– Да, абсолютно. Но здесь есть нюансы. Партия не платит за них все три месяца. Губернатор уходит в отпуск и, по мере необходимости, выходит из него. Поэтому деньги идут в бюджет тогда, когда глава региона в предвыборном отпуске и пользуется служебными «благами», если так можно сказать. Это простейшие вещи в предвыборной азбуке и я не понимаю, как можно было коммунистам об этом не знать…
(Телефонный звонок) … Извините, я отвечу. Яковлевич, привет дорогой! У нас все нормально, работаем. Сколько явка? Хорошая, Ямал с Хантами правда пока отстают… А у вас как? Ох, ты! И намного отстают? А «эсеры» как? Понял. Спасибо, дорогой.
– Из Самары ребята звонили…
– Симановский?
– Он.
– Мы говорили о коммунистах. Вам не кажется странным, что в двух одномандатных округах почти одновременно сняли двух сильных соперников «единороссов»? Я имею в виду Черепанова в Тюмени и Казанцеву в Тобольске.
– А в чем их сила-то?
– Ну, как? У Казанцевой за плечами не одна кампания. Чуть не обогнала Конева на выборах в Госдуму…
– Ты видел, как они вели избирательную кампанию? Это же кошмар. В случае с Казанцевой – это человек-бур. Там нет никаких понятий о корректности на выборах. Вот показательный случай… Собираем мероприятие, Конев встречается с избирателями. Встает Казанцева и начинает на весь зал – приходите, голосуйте за меня, у вас будет то-то и то-то. Ну как так можно! То же самое с Черепановым в Облдуме. Человек олицетворяет собой абсолютный популизм и отсутствие конкретики. Каждое заседание превращается в шоу одного актера. Поэтому, все произошедшее и с той, и с другим на этих выборах – абсолютно ожидаемый итог. Ничего странного я в этом не вижу.
– Если представить, что выборы прошли, в Облдуму попали несколько партий. С кем «Единая Россия» может гипотетически пойти на альянсы? Понимаю, что больше в этом будут заинтересованы другие партии, но все же…
– С любым здравомыслящим человеком. Если речь пойдет об экономических законопроектах, то с любимы, кто предметно подходит к вопросу, и разбирается в законах экономического развития… (Снова звонок по мобильному). …Извините. Привет, дорогой! (Улыбается) У нас с явкой все в порядке. Правда, вот Севера немного отстают: Сургут, Нижневартовск. Там – от 12 до 20% на 16 часов. Я разговаривал с Сашей Сидоровым, не мэром, а с другим Сашей (секретарь политсовета регионального отделения «Единой России» в ХМАО Александр Сидоров, – прим. «URA.Ru»), он сказал, что они уже принимают меры, работают. Так что, думаю, там ситуация выправится. Ага, давай!
– А сейчас кто звонил?
– Вот все вам расскажи (Смеется).
– Скажите, в ваших разговорах, извините, конечно, что подслушал, постоянно проговаривается явка. Это так важно? Я так понимаю, речь идет о неком соревновании внутри «тюменской матрешки». Оно имеет место быть?
– Имеет. И от этого будет зависеть то, сколько депутатов пройдет от того или иного региона в Облдуму, учитывая процент «Единой России», который наберет тот или другой регион. Мы, три партийные организации еще перед выборами обговорили эту схему. Это вполне нормально.
– А перед Москвой, по всей видимости, тоже будет каждый из трех отчитываться? Я имею в виду партийное руководство. Кого-то похвалят, кого-то – наоборот.
– Давайте подождем результатов. Пока говорить об этом было бы некорректно.
– С губернатором Якушевым сегодня вечером по итогам выборов встречаетесь?
– Конечно. Уже встречался, с утра. Снова будем встречаться. И завтра тоже. Завтра ведь вечером пройдет заседание президиума политсовета отделения. Так что, в этом плане, у нас постоянный контакт.
– Спасибо за интервью, Вячеслав Степанович.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!