Воробьева лишают кресла
В свердловском «белом доме» весна началась со скандала. Вечером 1 марта по кабинетам чиновников исполнительной и законодательной власти начали разносить распечатку с сайта Компромат.Ru. Кто первым обнаружил материал в Интернете - никто уже и не помнит. На двух листах бумаги было открытое письмо депутата Свердловской палаты представителей Сергея Капчука к лидеру партии «Единая Россия» спикеру Госдумы РФ Борису Грызлову.
Но в среду «раздатка» не сработала – время было позднее, и мало кто из чиновников оказался на месте. Скандал разразился утром 2 марта. Пришедшие на работу госслужащие увидели на рабочих местах распечатку заявления, в котором господина Грызлова просили утихомирить областного премьера Алексея Воробьева, разрушающего молодые семьи. Чиновники читали, ксерокопировали, находили текст в Интернете, распечатывали и несли коллегам. Те читали и, повторяя действия предшественников, торопились в кабинеты к друзьям. В 10 часов текст письма был известен всем обитателям «белого дома».
К этому времени о нем узнали в уральском полпредстве, администрации Екатеринбурга, свердловских министерствах, крупных муниципалитетах области. В общем, во всех учреждениях, что относятся к бюрократической элите. Наш источник в аппарате правительства рассказывает, что, узнав о письме, Алексей Воробьев пришел в неописуемое цензурными словами бешенство, потребовал немедленно найти Сергея Капчука и заставить его дезавуировать это сообщение. «Письмо появилось очень не вовремя. В нынешней обстановке оно нужно Алексею Петровичу меньше всего», - говорит наш собеседник, объясняя, почему вскоре, очень оперативно, глава исполнительной власти смог связаться с разыскиваемым силовыми структурами господином Капчуком и потребовал от него опровержения.
Уже днем Сергей Александрович обратился в редакцию «URA.Ru». По-прежнему опасаясь быть обнаруженным, он поставил условие – беседа не может продолжаться более одной минуты. «Я не писал этого письма. Не отрекаюсь от Воробьева. У меня с ним хорошие отношения, они на большом уважении строятся», - заявил господин Капчук и положил трубку, чтобы через несколько минут позвонить вновь. Во время очередной короткой беседы он заметил, что его брат Константин, оказавшийся единственным обвиняемым в судебном процессе по выделению правительством области Капчукам квартиры в Москве, вскоре будет освобожден. Говорить о заказчиках дела абонент отказался, и журналисты «URA.Ru» сами начали выяснять, кому же в нынешних условиях выгоден процесс над Капчуками и появление письма-обращения к Борису Грызлову.
Антиворобьевский триумвират
Большинство опрошенных нами экспертов убеждены, новую жизнь уголовному делу по квартирным махинациям 1997 года придал не кто иной, как свердловский вице-премьер по работе с правоохранительными органами Анатолий Тарасов. «Он отвечает за работу с прокуратурой, окружным главком МВД, знает, что всем силовикам дана команда из Москвы – в каждом регионе по максимуму собрать коррупционных дел. Он и напомнил Шайкову и Кучерову, что проще всего доказать дело по квартире в Москве», - утверждает свердловский политик, давно восхищающийся тактикой господина Тарасова.
Правда, собеседник «URA.Ru» признает: справиться в одиночку с таким проектом вице-премьеру не удалось бы, и указывает на двух его соратников. Первый – глава администрации Александр Левин, после назначения мирившийся с господином Воробьевым. Но время прошло, Александр Юрьевич закрепился в должности, показал себя как самый лучший глава администрации губернатора за всю историю этого органа власти, и теперь вернулся к старым проектам. В его окружении не скрывают, что номер один в этом списке – ослабление Алексея Воробьева.
В нынешней атаке на премьера господин Левин пользуется своим излюбленным орудием – средствами массовой информации. Так, с начала судебного процесса над Константином Капчуком в сюжетах «Областного телевидения» и ТАУ постоянно упоминается Алексей Воробьев. Притом известно, что если Александру Левину не нужны скандалы в областной власти, имена первых лиц и даже события никогда не попадут в эфир двух компаний. «Здесь все понятно. Чем чаще вспоминают в эфире Воробьева, тем больше у Левина оснований прийти к Росселю и сказать - смотри, в какие дела влез твой премьер. А Эдуард Эргартович очень трепетно относится к тому, как говорят про власть журналисты», - говорит бывший сотрудник департамента информационной политики.
Вторым союзником Анатолия Тарасова называют администрацию Екатеринбурга. Ее медиа-холдинг так же, как и ресурсы Александра Левина, наносит удары по премьеру с самого начала суда над Капчуком. Достаточно посмотреть эфир лояльных мэрии телеканалов, в сюжетах которых фамилия «Воробьев» крайне редко фигурирует в положительном контексте.
Претензии элиты к премьеру
Что же случилось? Почему Александр Левин и Анатолий Тарасов так спокойно ведут борьбу с премьером, хотя еще недавно уверяли всех в своих отличных отношениях с Алексеем Воробьевым? Что заставило мэрию Екатеринбурга, руководство которой премьер полгода назад с большими усилиями помирил с Эдуардом Росселем, теперь бить по союзнику?
Беда второго лица области позволит третьему (Осинцев - на фото) подняться по карьерной лестнице еще выше |
Понятно, все происходящее свердловской элите не понравилось. Проросселевские министры (чаще других называют Галину Ковалеву и Сергея Чемезова) возмутились появлением в окружении Алексея Воробьева новых людей (таких как, Сергей Никонов), усиления Анатолия Мальцева, Олега Бакина, Анатолия Павлова. Министрами двигал страх – кардинально меняя окружение, господин Воробьев заставил многих задуматься, а что будет с ними, если премьер вдруг станет губернатором. Галину Алексеевну и Сергея Михайловича стали часто видеть в резиденции губернатора и на встречах с Анатолием Тарасовым. На аппаратном языке это означало, что министры-старожилы из двух центров влияния в свердловской исполнительной власти выбрали резиденцию и были готовы поддержать любую кампанию против Алексея Воробьева.
Смелость Алексея Воробьева в распределении бюджетных средств, передача им 75% Шарташского лесопарка братьям Капчукам, формирование мини-холдинга в рамках «Серебряного кольца» возмутили уже гораздо более обширный круг политиков. И прежде всего администрацию Екатеринбурга, руководству которой не понравились правила дружбы Алексея Воробьева. От политического союзника принято ждать согласования действий, а не появления скандальных законопроектов и передачи спорной собственности близким премьеру структурам. Тем более что к концу 2005 года стало понятно, что необходимость в Воробьеве как посреднике при контактах губернатор-мэр Екатеринбурга отпала. Эдуард Россель и Аркадий Чернецкий прекрасно находят общий язык и без третьего лица, что наглядно демонстрируют постоянные совещания в резиденции.
В совокупности всех этих недовольств и появилась нынешняя кампания, почву для которой подготовил депутат Госдумы Валерий Язев. Именно с его подачи руководство «Единой России» уже второй год сомневается в правильности совмещения Алексеем Воробьевым постов: премьера и лидера партийного отделения. До недавнего времени победы господина Язева были красивы, но все же мелковаты. Теперь же, когда к его бесчисленным аналитичкам с описанием негативного для «ЕР» эффекта от совмещения Алексеем Воробьевым двух должностей присоединились ресурсы городской администрации и аппаратные рычаги резиденции губернатора, эффект получился колоссальным.
Программа минимум. Программа максимум
По слухам, во время недавней поездки в Москву на партийную учебу у Алексея Воробьева состоялся разговор с одним из лидеров «ЕР» Вячеславом Володиным. Последний потребовал от свердловчанина определиться: какой из двух постов ему ближе. На следующий день господин Воробьев уехал в Екатеринбург. По неофициальной информации, он постарается с минимальными имиджевыми потерями оставить пост в «ЕР» на очередной отчетно-выборной конференции в апреле. Утверждают, что место господина Воробьева может занять спикер ППЗС Юрий Осинцев либо некий кандидат от уральского полпредства. Наши источники в администрации губернатора уверяют, что полпред Петр Латышев считает делом чести возвращение в активную свердловскую политику одного из своих сотрудников и воспринимает получение контроля над отделением «ЕР» как первый шаг в этом направлении.
Дальнейшая судьба Алексея Воробьева зависит от Эдуарда Росселя. Противники премьера уже готовят новые коррупционные скандалы, связанные все с тем же Шарташом и деятельностью «Серебряного кольца». Задача-максимум – снять господина Воробьева и с руководства правительством. Правда, старожилы свердловской политики не верят, что губернатор «сдаст» своего заместителя. Депутат Облдумы с большим стажем работы замечает: «Ему (Росселю) нужен Воробьев как элемент системы сдержек и противовесов. Другое дело, что защищать его Россель пока не станет – слабый, просящий о поддержке подчиненный всегда лучше, чем самонадеянный и амбициозный».
«URA.Ru» будет следить за развитием первого за много лет серьезного политического конфликта.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!