Новый расклад сил в правительстве Свердловской области
Свердловский премьер Алексей Воробьев придумал, как контролировать всех членов кабинета министров без губернатора. В распоряжение «URA.Ru» попало постановление о распределении обязанностей между председателем правительства и его членами. Ломая стереотип о подчиненности Эдуарду Росселю, премьер включил в полномочия нелюбимых министров заранее невыполнимые задачи, за которые в случае неповиновения можно и уволить. О том, что премьер дарит врагам и чем отмечает любимчиков, как Ковалева «подрезала» полномочия Серовой, а Левин и Тарасов получили самые лучшие «куски» обязанностей, кто в кабмине назначен «козлом отпущения» и много другое – в материале нашего агентства.
По закону, после каждой смены регионального кабинета министров его председатель должен подписывать постановление о распределении обязанностей внутри правительства. И каждый раз за формулировки этого документа разворачивается ожесточенная аппаратная борьба, длящаяся месяцами. Так, после назначения правительства в октябре 2003 года распределение обязанностей между всеми заинтересованными сторонами завершилось только спустя полгода в конце марта 2004 года. В новом составе правительства на разработку постановления ушло времени гораздо меньше – всего три месяца, но и они не были легкими. Новый вице-премьер по социальным вопросам Владимир Власов анонсировал появление документа в середине декабря, но появился он только в середине первого квартала 2006-го.
По нашей информации, традиция, когда каждый член правительства сам сдавал материал по своим полномочиям в аппарат кабмина, а тот готовил окончательный текст постановления, в этот раз нарушена не была. Но вот проект постановления в отличие от прошлых лет ни с кем не согласовывался и был опубликован в таком виде, в каком его хотел видеть премьер Алексей Воробьев.
На первый взгляд серьезных изменений в полномочиях членов кабмина не произошло (полномочия председателя по-прежнему огромны и занимают 3,3 страницы), а весь функционал связан с конкретными персоналиями. Так, в описании полномочий первого вице-премьера указано, что он одновременно возглавляет министерство экономики и труда. То есть описывается конкретная ситуация с Галиной Ковалевой, а не некий абстрактный первый вице-премьер и отдельно министр экономики. «У нас все связано с персоналиями, - говорит один из депутатов Облдумы, активно участвовавший в подготовке закона «О правительстве». – Будет кто-то уволен – придется принимать новое постановление».
Но эксперты считают, что при таком подходе вышедший из-под пера Алексея Воробьева документ наглядно демонстрирует расклад сил в правительстве. Так, фигурами, сопоставимыми по статусу с премьером, являются глава администрации губернатора Александр Левин, первый вице-премьер по экономике Галина Ковалева и вице-премьер, курирующий работу с правоохранительными структурами, Анатолий Тарасов. Их полномочия – просто мечта аппаратного работника. Так, список обязанностей господина Левина занимает меньше страницы, но зато в него входят «организационное, информационное, правовое и иное обеспечение взаимодействия губернатора и правительства». То есть именно от главы администрации зависит, как Эдуард Россель относится к работе кабинета министров.
Также Александр Левин отвечает за усиление демократических принципов в деятельности областного правительства, может вносить изменения в план работы кабмина, но самое главное - замыкает на себя pr-сопровождение мероприятий всей исполнительной власти региона. Не секрет, что долгое время Алексей Воробьев пытался самостоятельно решать вопросы, связанные с раскруткой собственной персоны, но каждый раз натыкался на ревность губернатора. Теперь таких попыток не будет вовсе – все медийные ресурсы и контакты с независимыми СМИ взял на себя глава администрации губернатора.
Свои полномочия Галина Ковалева описала на 2,5 страницах – и это настоящая победа в аппаратной борьбе. Во-первых, вице-премьер добилась того, что она по-прежнему первый заместитель председателя правительства № 1, а ее коллега и конкурент Владимир Молчанов, хоть и значится первым вице-премьером, но уже под вторым номером. Во-вторых, обеспечила себе возвращение в бюджетный процесс, из которого была исключена три года назад. Напомним, министра экономики в этой сфере заменил лично премьер и министр финансов.
В-третьих, взяла на себя полномочия по контактам с Федеральным казначейством, что в свете последних реформ ключ к областной казне. Правда, однозначного мнения относительно третьего пункта нет. Одни политики считают, что это победа Галины Ковалевой над Марией Серовой, контактировавшей с казначейством до выхода нынешнего постановления, другие называют неоправданным риском – в случае если вице-премьеру не удастся найти общего языка с федералами, ей придется отвечать перед губернатором.
Намного спокойнее обстоят дела у Анатолия Тарасова. Он взаимодействует со всеми силовыми структурами, располагающимися на территории области, координирует действия и участвует в реализации мероприятий по профилактике правонарушений, но не несет никакой ответственности за их выполнение. Так что повесить на своего давнего политического противника рост числа преступлений в области Алексей Воробьев не может.
Но не только эти два чиновника в выигрыше. Отличные позиции у так называемых любимчиков областного премьера: Сергея Шимановского (управделами правительства), Алексея Молоткова (министр по управлению госимуществом), Владимира Власова (вице-премьер по социальным вопросам), Марии Серовой (министр финансов), Владимира Туринского (министр социальной защиты), Натальи Ветровой (министр культуры) и других. У всех них прежний функционал и практически никакой конкретной ответственности. Разве что господин Молотков обязан следить за работой ОГУП «Серебряное кольцо», в которое премьер собственными распоряжениями передал массу привлекательного имущества. А Владимир Власов курирует борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Но это, скорее, последствия другой аппаратной игры – переписать ответственность за наркоманию на Анатолия Тарасова премьеру не удалось.
Самые интересные полномочия описаны у госпожи Серовой: формулировки в тексте настолько расплывчатые, что позволяют министру финансов участвовать в работе всех ведомств федерального, регионального и муниципального уровней.
Зато тем, кого Алексей Петрович недолюбливает, досталось серьезно. Владимир Молчанов, долгое время добивавшийся кадрового роста, фактически оставлен на вторых ролях. Он будет нести ответственность за безопасность дорожного движения, участвовать в тех выставках и презентациях в Свердловской области и за ее пределами, открывать которые первые лица посчитали ниже своего достоинства. Аналогичная ситуация с министром внешнеэкономических связей Виктором Кокшаровым, который отвечает за организацию визитов губернатора, а собственный аппаратный вес имеет минимальный.
Министру сельского хозяйства Сергею Чемезову придется налаживать контакт с Росприродназором, в том числе Олегом Митволем. И это задание никак приятным не назовешь. Министр образования Валерий Нестеров несет персональную ответственность за выполнение областных целевых программ в области образования. Учитывая, что из-за нацпроектов за этими расходными статьями будет особый контроль – подарок не самый приятный. Свердловские аппаратчики говорят, что премьер мог исправить глагол «обеспечивает» на «курирует», и снять таким образом ответственность с господина Нестерова. Но премьер этого не сделал.
Та же ситуация с министром строительства Александром Карловым и главой Минздрава Михаилом Скляром. Последний оказался единственным среди членов правительства ответственным министром, в чьей компетенции значится приоритетный национальный проект. Так получилось, что из двух десятков высокопоставленных чиновников в случае проблем с нацпроектом спрашивать будут именно с господина Скляра. Но самый ужасный подарок получил министр природных ресурсов Александр Ястребков, который согласно своим полномочиям должен добиться качественного рывка в работе золотодобывающих предприятий области. И это притом, что сами золотодобытчики уже давно говорят о снижении рентабельности работы, жалуясь на то, затраты на добычу уральского золота выше самых хороших рыночных цен на этот металл.
По мнению нашего собеседника из Облдумы, все эти неприятные для министров моменты сохранены в постановлении не случайно. Каждый абзац с подобными полномочиями позволяет премьеру отчитывать министров за невыполнение своей работы и поднимать перед губернатором вопрос о замене провинившихся. «Хороший административный ход. Воробьев все-таки умелый аппаратчик и не растерял своих качеств», - говорит парламентарий. Он обращает внимание на статус пяти управляющих округами, которые отвечают за все вопросы на вверенной им территории. По версии собеседника «URA.Ru», сделано это не случайно: если настанет напряженный момент, работа по какому-то направлению будет провалена, а сдавать министра станет жалко – можно будет отправить в отставку управляющего, сделав его «стрелочником». Спасенный министр точно будет благодарен премьеру и не забудет его.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!