Сенсация! Проведено исследование 6293 сотрудников секретного объекта
Исследователи из Германии, которые изучают последствия деятельности государственного химкомбината «Маяк» в Челябинской области, произвели сенсацию. Европейские ученые уверены, что в оценке ущерба, который был причинен окружающей среде в результате технологической аварии на «Маяке» полвека назад, в действительности чересчур сгущены краски. Равно как и в общем представлении о работе этого научно-производственного объекта. Выводы, которыми исследователи поделились, похоже, превращают многое, что говорится по ядерной теме, в легко развенчиваемые мифы. Подробности - на «URA.Ru».
«Осенью 1957 года на «Маяке» взорвался резервуар с 80 тоннами атомных отходов. Один из свидетелей рассказывает: «Странный туман ярко-красного цвета поднимался в небо на километры. Зимой у меня были жуткие головные боли, носом шла кровь, я практически ослеп». «Большинство ребят из моего класса умерли от рака», - рассказывает жительница печально знаменитого села Муслюмово, которой на момент катастрофы было всего 11 лет. Узнав о том, что последствия взрыва оцениваются как более тяжелые в сравнении с куда более известной аварией на Чернобыльской АЭС, биофизики из Баварии решили докопаться до истины, взяв на анализы даже кирпичи из церковной кладки.
GSF - исследовательский центр по охране здоровья и окружающей среды, расположенный в Нойхерберге, вблизи Мюнхена. Это крупнейший в Европе институт по изучению защиты от радиоактивности. Сразу несколько групп, работающих по своим проектам, занимаются тем, что американцы называют bloody count — подсчитывают жертвы. Таковых, по общим представлениям, после взрыва на «Маяке» оказалось немало. По данным «Гринпис», ущерб был нанесен здоровью 272 тыс. человек, и даже по сей день в одном только поселке Муслюмово, который находится в 80 километрах от «Маяка», «каждый второй взрослый страдает бесплодием, у каждого третьего новорожденного отмечаются пороки развития». Однако, цитируя данные экозащитников и признавая это за «серьезные упреки», немецкие ученые указывают, что результаты сделанных с национальной скрупулезностью подсчетов говорят о куда менее драматичных последствиях деятельности «Маяка», чем принято думать.
В опубликованном в «Профиле» отчете специалисты GSF признают: нет сомнений, люди на Урале делали очень опасную работу. «В длинном кирпичном здании, при тусклом свете работало множество женщин, окунавших покрытые коркой стержни в азотную кислоту, отделяя оружейный плутоний», - рассказывается в статье. На Западе для таких операций использовались механические манипуляторы с дистанционным управлением, а в Советском Союзе рабочим даже не давали респираторов. «Пары плутония беспрепятственно попадали в легкие», - пишет журнал.
Тем не менее, ущерб здоровью людей был на удивление мал, констатируют на его страницах исследователи. Учеными было обследовано 6293 мужчины, в период с 1948 по 1972 годы работавшие на химическом комбинате. По данным сотрудников института GSF, в 301 случае имел место летальный исход, причиной чего стал рак легких. Однако лишь у 100 умерших заболевание возникло в результате ионизирующего излучения. У остальных же оно стало следствием банального табакокурения. Простые сигареты унесли больше жизней, чем демонизированная радиация, делают выводы ученые.
Доселе не публиковавшееся исследование ученых из GSF приводит на удивление низкие показатели смертности и среди тех, кого принято считать заложниками расположенного по соседству смертельно опасного производства. Немцами были обследованы жители из 40 деревень, находящихся ниже «Маяка» по течению реки Теча. «Точно известно, что руководители засекреченной оружейной кузницы с 1949 по 1951 годы отходы производства плутония отводили просто в реку. Ядовитый «бульон» вытекал из толстых стальных труб. В 1951 году в Москву поступил тревожный отчет. Всех жителей подвергли рентгеновскому обследованию. Выставили милицейские посты, которым было велено никого не пускать в воду», - напоминает «Профиль». Как вспоминает один из местных жителей, река была видна только через забор из колючей проволоки, а до 1960 года были эвакуированы 22 деревни.
Сегодня экологи открыто говорят об «атомном геноциде», которое вело государство в отношении населения этих деревень, преимущественно этнических татар. Однако анализы показывают, что это обвинение сильно преувеличено. Национальный институт онкологии в США взял под наблюдение 29 873 человека из числа проживавших с 1950 по 1960 годы на Тече. Результат был получен такой: только 46 летальных исходов связано с радиоактивным облучением. Иными словами, даже в этом жутком месте, к которому вполне применим распространенный в Интернете каламбур «Маяк ядерного безумия», непосредственно от ядерного излучения скончалось менее полусотни человек.
Теперь же и немецким исследователям ясно, почему смертность оказалась ниже, чем принято считать: по их словам, Течу действительно превратили в радиоактивную клоаку, но не настолько страшную, как рассказывают. «Крестьянин, имевший самую высокую дозу из всех, живших на Тече, получил всего 0,45 грей. А летальная доза, - объясняют специалисты, - наносящая ущерб, несовместимый с жизнью, вызывающая в течение ближайших двух недель высокую температуру, изменение состава крови и в конце концов смерть, составляет 6 грей».
Выводы немецких ученых, которые, кстати, продолжают свои исследования, в том числе с опорой на богатейший материал расположенного в Озерске Института биофизики, наносят серьезный удар по многому, что говорится по этой болезненной и крайне пугающей обывателя теме. По крайней мере, после ознакомления с этим докладом большего доверия заслуживают заявления чиновников Росатома и правительства Челябинской области, которые уверены, что в том же вопросе об экологическом благополучии жителей села Муслюмово сегодня порой куда больше спекуляций, чем владения реальной ситуацией.
«Мы специально привозили в Муслюмово экспертов с их дозиметрами, и те даже расстроились, увидев по показаниям, что уровень радиации в этом селе даже ниже, чем в центре Челябинска», - заявил помощник главы Федерального агентства по атомной энергии Игорь Конышев на брифинге в Челябинске 13 апреля 2007 года. Тогда же он указал, что опасность для здоровья в наше время представляет только пойма реки Теча, которую еще в 50-х годах прошлого века вывели из хозяйственного оборота, соорудив железобетонные и проволочные заграждения. «Если не разбирать эти ограждения, как это делали жители села, не подходить к водоему, не брать из него воду, не поить этой водой скот и не купаться, вреда своему здоровью причинить нельзя», - отметил Конышев.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!