«ТЕАТР. DOC» и банка кильки
Что такое ТЕАТR. DOC? Завтра, 22 марта, в Екатеринбурге открывается филиал столичного театра с неожиданным слоганом: «Театр, в котором не играют». А сегодня мне рассказали старую театральную байку: как провинциалка, выйдя из московского театра Образцова, расплевалась и сказала в сердцах: лучше бы я на эти деньги банку кильки купила.
Килька – дело хорошее. Тем более, в театры ходить среднеобразованному зрителю вроде бы уже и незачем. Можно ведь и дома телевизор посмотреть. Что в телесериале, что в антрепризе на сцене театра драмы одни и те же сюжеты, одни и те же лица. Вселенская радость незаметно перекочевала с экранов телевизоров на театральные подмостки. Вкусно и гламурно.
Престарелые, но заслуженные, а местами, еще и народные, актеры, в костюмах цвета сливового мороженого, задумчиво катают по сцене белые шарики и щебечут о любви. Зритель делает вид, что верит, будто перед ним любовь двух юных сердец, актеры делают вид, что верят в веру зрителя. И в тысячный раз вырубают вишневый сад.
Технологии отобрали у театра практически все. За спецэффектами зритель ходит в кино, новую историю прочитает в газете, увидит в вечерних новостях. В такую пору театр постепенно превращается в место реализации амбиций режиссера. Как на этот раз Пупкин поставит Шекспира или Бомарше? Встанут у него актеры на голову или будут отплясывать в хай-тековских декорациях? О том, что зритель когда-то шел в театр в надежде услышать живое слово, правду (при всем пафосе этой фразы), увидеть настоящую жизнь – об этих функциях театра театральные деятели уже и подзабыли.
И теперь мы создаем документальный театр – театр, принципиально нехудожественный, идущий от правды жизни. Жирная точка после «Театра» - не случайна, наш театр работает там, куда привычный, академический, как правило, ходить не любит. «ТЕАТR.DOC» - это совершенно иной подход к театральному искусству, основанный на нетрадиционной технике создания спектакля ВЕРБАТИМ. В нем не обращаются к готовым литературным пьесам, а создают их своими силами. Материалом служат записанные на диктофон интервью с представителями той группы, к которой принадлежат герои планируемой постановки: самыми маргинальными, социально нестандартными, девиантными. Постановки содержат ненормативную лексику, непросты для восприятия и чаще всего шокируют даже подготовленного зрителя. Но они – слепок с жизни, окружающей нас. Жизни реальной.
Поэтому каждый спектакль – социальная акция, затрагивающая острую общественную проблему. Мне часто говорят, что, дескать, зачем показывать ужасы на сцене, каждый день мы и так с ними сталкиваемся. Да в том–то и дело, что давно не замечаем мы настоящей жизни, отгородились от нее. Видим из окна автомобиля.
И тут на помощь приходит именно театр, где есть живое человеческое присутствие. Все спектакли «Театра.doc» – это провокация. Провокация не в том, что на сцене говорят неприличные слова, а в том, что показывают сцены, которые я в реальной жизни видеть не хочу. То, что стараюсь не замечать.
Без нудности, продолжительностью не более часа, практически без музыкального сопровождения, декораций, костюмов... Но с исповедальной интонацией, стремительным ритмом. Без привычной буффонады и режиссерских уловок, но с нравственной составляющей на первом плане. Сквозь бытовые реалии, сквозь мат, сквозь оговорки и ошибки речи проступают боль, страдания и радости, присущие любому вне зависимости от степени его социального благополучия.
Московский «ТЕАТR.DOC» за три года существования стал культовым местом, объединяющим самых талантливых и креативных молодых актеров, драматургов, режиссеров. Мы надеемся, что его екатеринбургский «филиал» станет местом, привлекающим как неравнодушную к искусству элиту, так и разновозрастную молодежь, уставшую от штампованного и зачастую истощившего свои ресурсы классического театра.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!