На теле «Русала» лопнул гнойник. Пострадали 7 тысяч человек
В Свердловской области наступил капитализм. Вот он – первый итог забастовки на шахте «Красная Шапочка» в Североуральске. «Русал» уже готовится к закрытию «Севуралбокситруды», профсоюзы заявляют о возможности массовых митингов, а региональные власти в самом глупом положении – просто не знают, что делать. И не делают ничего. Как стало известно «URA.Ru», за забастовкой 99 свердловчан следят даже в Кремле. И пока симпатии чиновников не на стороне шахтеров. Все подробности (не мелкобытовые, а важные, трендовые) – в нашем материале.
За одну ночь Североуральск стал самым проблемным городом Уральского федерального округа. И остается им уже несколько суток, а все потому, что на глубине почти километр 99 шахтеров требуют повышения зарплаты. И будут требовать этого еще достаточно долго. Как стало известно «URA.Ru», очередной этап переговоров между представителями независимого профсоюза, к которому причисляют бастующих, и компании «Русал», владеющей шахтой «Красная Шапочка», завершился ничем. Профсоюзы своего добились – теперь работодатель признает их так же, как и официальную Федерацию профсоюзов, но повлиять на бастующих «независимые» не могут. В воскресенье, 30 марта, во время митинга было объявлено, что руководство независимого профсоюза начало переговоры с шахтерами, только те отказались подниматься на поверхность.
«Ситуация очень плохая, - делится информацией сотрудник свердловского правительства. – Забастовка начата без официального предупреждения, в нарушение коллективного договора. Но людей тоже можно понять». Схожая оценка звучит и в комментариях Федерации профсоюзов Свердловской области: официальная организация, в которой более миллиона членов, не радуется активности рядовых североуральцев. Как теперь выясняется, сотня свердловчан, отказавшись по окончании смены выходить на поверхность, взорвала огромный гнойник. Иначе отношения профсоюзов и «Русала» не описать.
Вот уже несколько месяцев профорганизации практически всех «русаловских» предприятий отмечают изменение социальной политики своего работодателя. На заводах начинается кампания по подготовке новых коллективных договоров, а «Русал» не идет на увеличение соцзатрат, наоборот, сокращает программы санаторно-курортного лечения, не щедр на зарплаты. Официально об этом было заявлено 18 марта в Москве, когда собрались председатели профкомов Горно-металлургического профсоюза России на предприятиях «Российского алюминия». Они уполномочили Центральный совет вести переговоры с алюминиевой компанией и добиться изменения социальной политики, пообещав вывести актив на улицы. Если ничего не выйдет.
Сейчас в областной федерации рассказывают, что переговоры шли очень трудно, но какие-то подвижки начались. После того как 27 марта шахтеры «Красной Шапочки» отказались подниматься наверх, «Русал» поставил крест на уступках. Руководитель Свердловской федерации профсоюзов Андрей Ветлужских, ссылаясь на алюминиевую компанию, говорит: «Повышение зарплаты на 50%, как того требуют бастующие, сделает североуральский боксит нерентабельным, проще использовать тиманский и гвинейский». Уже сейчас приостановлена работа всего «Севуралбокситруда» - и без работы сидят около 7 тыс. человек. «Люди уйдут на простой, получая 2/3 зарплаты, или вообще тарифа, как настаивают работодатели. Многие из рабочих набрали кредитов, и в случае простоя просто не смогут выплачивать их, попадая в долговую яму», - рисует пессимистическую картину господин Ветлужских.
Его поддерживает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов, который видит в действиях «Русала» экономические предпосылки. «Русал», конечно, может понести имиджевые потери, но изменение социальной политики связано с повышением себестоимости продукции, - объясняет он. – Рост цен на сырье привел к росту издержек на производстве. Особенно это заметно в алюминиевой промышленности, которая всегда сильно зависит от цен на электроэнергию, а та в свою очередь привязана к росту цен на нефтепродукты. При этом рентабельность алюминиевого бизнеса ниже, чем никелевого или медного». Аналитик считает, что на переговорах «Русал» пойдет на уступки, поскольку полностью заменить субровские бокситы на тиманские в своей производственной цепочке не сможет. Но не ясно – будет ли предложение «Русала» соответствовать ожиданиям шахтеров, которые пока чувствуют себя королями положения.
И это самое странное, потому что ни один представитель государства их не поддержал и нынешняя эйфория бастующих преждевременна. Напомним, в пятницу губернатор Эдуард Россель призвал североуральцев отстаивать свои права в оговоренном законом порядке. По информации «URA.Ru», в город несколько раз выезжал заместитель министра промышленности Свердловской области Юрий Зибарев, однако от вмешательства в конфликт ведомство отказалось. Как нам пояснили в самом ведомстве, предприятие – собственность «Русала», и именно собственник должен наводить там порядок (и это при том, что между правительством, союзом работодателей и профсоюзами каждый год заключается специальное трехстороннее соглашение, направленное на защиту интересов рабочих).
Представители федеральных органов власти ситуацию в Североуральске мониторят, но также не поддерживают бастующих. Как рассказал нашему агентству один из уральских чиновников, работающих в управлении федерального органа власти, мониторинг уходит в Кремль, где данный вопрос взяли на контроль, но ни о каких санкциях по отношению к «Русалу» речи не идет.
Реально все происходящее в Североуральске похоже на победу капитализма в отдельно взятом городе. «Русал», имеющий поддержку у первых лиц федерации, не оглядывается на мнение региональных властей, а те не имеют реальных рычагов влияния на международный холдинг. В итоге бизнес ориентируется только на свои экономические интересы, и добиться от него уступок можно только голодным бунтом. Вопрос лишь в том, когда найдется человек, способный настроить против «Русала» народные массы.
Как о «Красной Шапочке» рассказывали в СМИ
Давно известно, если событие не показали по телевизору – значит, его не было. В этом смысле забастовка в Североуральске удалась. В пятницу, 28 марта, сюжеты из северного городка показали основные федеральные каналы: «Первый», «Россия», НТВ, «5 канал». Но если федеральные газеты, остающиеся достаточно свободными СМИ, так или иначе поддерживали бастующих, отмечая конфликт между руководством СУБРа и профсоюзами, делая акцент на низких зарплатах, то телевизионщики в такие детали не вдавались. На НТВ, «5 канале» и «России» сообщали, что предприятие принадлежит «Российскому алюминию», и завершали сюжеты сообщения об официальной позиции холдинга (как известно, последний тезис запоминается лучше всего). Но оригинальнее всего поступили на «Первом канале» - там мирового лидера по производству алюминия назвали одной частной компанией. «Представители администрации предприятия говорят, что они открыты для переговоров с бастующими, однако пока сами профсоюзы не готовы вести диалог в конструктивном ключе», - заключил журналист главного канала страны.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!