Мэрия хоронит тайны Екатеринбурга. В авральном режиме
Все. 9 июля в 22.00 закончится самое популярное реалити-шоу последних дней – раскопки в центре столицы УрФО. Уже обнаружены 48 захоронений. Осталось совсем ничего – вскрыть несколько могил. Мэрия Екатеринбурга, под окнами которой и происходит поиск костей, торопится. Скоро на ненароком обнаруженном кладбище должен состояться грандиозный праздник. Корреспонденты «URA.Ru» побывали на историческом месте и готовы вам рассказать, почему археологам никто не заплатил и не заплатит, кто привлек к раскопкам таджиков, чьи же все-таки могилы найдены и сколько еще тайн покоится под главной площадью города.
Три часа дня, июль, центр Екатеринбурга. На площади 1905 года группа исследователей во главе с заместителем начальника отдела археологии областного центра охраны памятников Сергеем Погореловым ведет раскопки на виду у всего города. Горожане стекаются в центр посмотреть на это чудо, сюрреалистичный сюжет. Археологи и их помощники-таджики копают землю, рядом священники в рясах проводят молебен, десяток женщин в платках усиленно молятся, молоденькие милиционеры растерянно взирают на это и тайком кушают холодный пломбир. Их тучное начальство с россыпью звездочек на погонах отдыхает рядом, в милицейском «УАЗике».
К раскопкам подобраться нельзя: милиционеры не пускают к ямам, игнорируя бейджи «Пресса».
- Приказ администрации города.
Администрации города, чьи окна выходят прямо на раскопки, ситуация нравится меньше всего. До Дня города остается совсем немного времени. К августу площадь нужно привести в порядок, открыть здесь движение и дать возможность горожанам гульнуть на 285-летнем юбилее Екатеринбурга (площадь 1905 года – традиционный эпицентр праздника). Поэтому археологам поставили строгое ограничение: к 10 июля все работы должны быть закончены. Вот они и работают изо всех сил. Даже таджиков наняли.
Епархия привезла к месту раскопок обитый темно-синей тканью небольшой гроб. В него поместили останки найденных священнослужителей. Другие кости пока, судя по всему, хранятся в полиэтиленовых пакетах.
Руководителя раскопок Сергея Погорелова несложно узнать. Типичный археолог, наш городской Индиана Джонс – с седой бородой, в спецовке и штанах цвета хаки, с загорелым лицом. Отвлечь его от работы сложно – мы стоим на площади всего 15 минут, но прямо у нас на глазах найдено новое захоронение. Погорелов все-таки отрывается от работы, подходит поговорить. И не только с нами – к археологу тут же сбегается десятка полтора горожан.
- Успеете к 10 июля? - спрашиваем.
- Успеем, - обещает он. – Сейчас обнаружены уже… (смотрит на только что найденные останки) 48 захоронений. Сначала мы думали, что их будет около 100-120. Но теперь очевидно, что гораздо меньше – я думаю, чуть больше пятидесяти. Так что завтра мы здесь работаем последний день.
Погорелов спокоен, но явно не рад. Интересуемся, нормальными ли считаются такие сроки работы. «По-хорошему, здесь надо работать месяц-полтора, - признается наш собеседник. – Это как минимум. А здесь у нас жесткие временные рамки и почти никаких условий». Он объясняет, в мировой практике при работе «в поле» обязательно организовывается вся необходимая инфраструктура, оборудование (ну, хотя бы – туалеты). Здесь нет ничего, а раскопки идут до 10 часов вечера. На наших глазах экскаватор засыпает ямы, в которых еще вчера были найдены останки.
- Мы сделали главное, - объясняется Сергей Николаевич, - убрали захоронение из-под дороги. Теперь машины не будут ездить по могилам людей, которые создали наш город. Сейчас мы все быстро закончим, а потом специалисты будут всю зиму проводить анализ костей, а мы изучать, почему это захоронение было именно здесь.
И из этих слов Погорелова складывается реальная картина происходящего, со всей ее очевидной абсурдностью. Администрация города готовится праздновать 285-летие Екатеринбурга, но сама же прикладывает максимум усилий, чтобы закатать под брусчатку всю эту многолетнюю историю. Пустили археологов в авральном режиме исполнить христианский долг, и все. «Приходят коллеги, сочувствуют. Никто не хочет работать в таких условиях», - делится уже явно наболевшим наш Индиана Джонс.
Выясняем, что и за эту работу археологи могут ничего не получить – мэрия так и не заключила с ним договор на проведение археологических работ.
Вопрос, который волнует многих: а что мешает одновременно с этими работами изучить и остатки кафедрального собора? Погорелов к нему готов. Он говорит, что раскопки фундамента можно проводить, только если ему угрожает уничтожение, в противном случае нужно финансирование из госбюджета. «Но никто же это не финансирует», - без всякой злобы, с какой-то даже усталостью произносит он. Все происходящее не вызывает у ученого неприятия, видно, что он уже свыкся с отношением властей к археологии. Теперь он ждет, когда мэрия возьмется строить паркинг под площадью. «Мы пять лет назад готовили план работ на этом месте, передали его в мэрию. Они потом быстро обо всем забыли, теперь снова заговорили. Ну и хорошо, программа раскопок у нас уже есть», - он не фанатик, как пытаются показать всех сторонников раскопок их оппоненты, и размышляет здраво.
- Сергей Николаевич, а не жалко, что вот так быстро зарывают вашу работу?
- А если просто с человеческой точки зрения, вы за восстановление собора или против?
- Храм Явления Господня был небольшим. В три раза меньше мэрии, 20 на 50 метров. Но если его так сложно здесь поставить, то можно было бы построить хотя бы часовню, памятную плиту. Это история города.
Погорелова начинают терзать вопросами горожане. Почему здесь найдено столько скелетов младенцев? А есть ли останки архиереев? «Я смотрел недавно новости, чего только не наслушался – вплоть до эпидемии детей какой-то. Так много тел младенцев здесь похоронили, потому что раньше вообще детская смертность была очень высокой. Дети умирали очень часто. А так как они существа безгрешные, и хоронили в приалтарной зоне», - спокойно отвечает всем любопытствующим археолог. Про архиереев говорит, что найдены только останки духовных лиц, «но это, скорее всего, обычные монахи». По разговору видно, что горожанам крайне интересно все, что происходит на площади: и археологи их слышат, а вот в соседней мэрии – нет.
Наверно потому, что гудят тракторы – строители засыпают землей ямы, вырытые археологами. Делать нечего – наука должна поторопиться ради всеобщего праздника.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!