Миноритарий разоблачил крупнейшее предприятие УрФО
Проблемы у одного из крупнейших предприятий УрФО – Обь-Иртышского речного пароходства (ОИРП) - продолжаются. В июле предприятие проиграло сразу два судебных процесса своему миноритарному акционеру и бывшему гендиректору Георгию Сутягину. Именно он, судя по всему, и является тем загадочным рейдером, с подачи которого, по мнению руководства пароходства, ГУВД Тюменской области возбудило уголовное дело по фактам мошенничества с имуществом ОИРП. О том, какое разоблачительное письмо Сутягин написал в Росимущество (владеет 25,5% акций пароходства), какой иск в ответ вчинило миноритарию предприятие и сколько требовало за моральный ущерб, а также другие подробности судебных баталий – на «URA.Ru».
В июле ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» (ОИРП), которое весной сменило тюменскую прописку на югорскую, проиграло сразу два судебных процесса своему миноритарному акционеру Георгию Сутягину (3,18% акций). Это известный для предприятия человек – в начале 2000-х годов он занимал пост гендиректора пароходства. Причем на этот пост он был назначен с подачи Минимущества РФ (сегодня – Росимущество, ему принадлежит 25,5% акций пароходства).
Процесс №1
Открытый конфликт Георгия Сутягина с нынешними акционерами предприятия (официально 49,9% акций – у семьи Ахтяма Мухутдинова и аффилированных структур, но на рынке считают, что Мухутдиновы имеют «контрольник») начался, судя по количеству судебных исков, подданных в арбитражи, примерно два-три года назад. Так, в 2006 году он обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском о признании недействительными решений годового собрания акционеров ОИРП от 15 июня 2006 года. Сутягин считает, что решения о привлечении кредитов под залог имущества и выборе совета директоров предприятия приняты с нарушением ФЗ «Об акционерных обществах».
Примечательно, что территориальное управление Росимущества по Тюменской области, привлеченное к процессу в качестве третьего лица, с исковыми требованиями Сутягина согласилось, считая их законными и подлежащими удовлетворению. Однако в двух судебных инстанциях истцу не везло: Арбитражный суд Тюменской области отказал ему, а Восьмой арбитражный апелляционный суд (Омск) оставил это решение без изменений.
Фортуна улыбнулась Сутягину весной этого года. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев его кассационную жалобу, пришел к выводу, что тюменский арбитраж и апелляционная инстанция допустили ряд процессуальных нарушений.
«В материалах дела приложена обширная переписка за 2007 год между Генпрокуратурой РФ, прокуратурой Тюменской области, региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, Федеральной антимонопольной службой по Тюменской области и Главным управлением Центрального Банка России, которые арбитражным судом не учитывались и во внимание не принимались», - говорится в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. Решение тюменского арбитража отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Юристы Обь-Иртышского речного пароходства обратились в Высший арбитражный суд РФ с заявлением о передаче в президиум ВАС этого дела. Но 14 июля 2008 года им было отказано.
Процесс №2
Еще любопытней второй судебный процесс. Одновременно с подачей исков Георгий Сутягин направил в Росимущество письмо, в котором рассказывал о махинациях семьи Мухутдиновых с имуществом пароходства, о незаконной распродаже активов и других фактах мошенничества, которые нарушили его права как акционера компании. Также он просил федеральное ведомство инициировать проверку этих фактов.
Теперь уже Обь-Иртышское речное пароходство обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Георгию Сутягину: предприятие требовало опровергнуть порочащие деловую репутацию сведения и взыскать с Сутягина 5 млн. рублей в качестве компенсации морального вреда.
Однако ни одна судебная инстанция не поддержала ОИРП, отказав в удовлетворении требований пароходства. Суды пришли к выводу, что письмо Сутягина в Росимущество содержит информацию, подлежащую проверке. Кроме того, судьи исходили из того, что Сутягин, обращаясь в Росимущество, реализовал свое право на обращение в госорганы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию. Такие данные содержатся в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2008 года, который также отказал Обь-Иртышскому пароходству.
А пока шли судебные заседания (около 2 лет), в мае прошлого года прокуратура Тюменской области установила, что после того как Ахтям Мухутдинов совместно с ближайшими родственниками завладел контрольным пакетом акций ОИРП, была организована незаконная распродажа активов пароходства. В результате ряда махинаций как минимум три теплохода при реальной стоимости более чем в 110 млн. рублей были проданы столичной фирме за 9,6 миллиона.
Прокуратура возбудила уголовное дело по части 4 ст. 159 Уголовного кодекса (мошенничество в особо крупном размере, наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет). В настоящее время расследование этого уголовного дела ведет главное следственное управление (ГСУ) ГУВД Тюменской области. А руководство пароходства объявило, что их захватывают рейдеры, так и не назвав ни одного из них. Очевидно, имеется в виду Георгий Сутягин, с подачи которого, собственно, и проводилась проверка ОИРП.
С представителями Обь-Иртышского пароходства сегодня связаться не удалось – телефоны в офисе не отвечали.
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!