Резиденция Екатеринбургской епархии стоит на кладбище
За последние годы Екатеринбург несколько раз оказывался в центре кладбищенских скандалов. То на могильниках орудовали вандалы, то жили бомжи, то происходила стрельба с пострадавшими. А летом текущего года вообще обнаружили захоронение прямо в центре города – на площади 1905-го года. Однако сведения, которые оказались в распоряжении «URA.Ru», превосходят по своей сенсационности все вышеперечисленное. В редакцию поступила информация о том, что резиденция Екатеринбургской епархии располагается прямо… на кладбище! «URA.Ru» проверило полученные данные, и они подтвердились. Подробности расследования – в нашем материале.
Ивановское кладбище – старейшее в Екатеринбурге. По данным историка-генеалога Оксаны Корнеевой, здесь хоронили горожан с начала 1840-х годов. Во времена Великой Отечественной войны на Ивановском кладбище были упокоены 112 солдат и офицеров, умерших от ран и болезней.
Захоронение расположено в центральной части города - по улице Репина, 6. Рядом находится Ивановская церковь (Иоанно-Предтеченский собор). По данным специалистов Екатеринбургского городского архива, первоначально была воздвигнута именно церковь, а уж потом вокруг нее начало разрастаться кладбище.
По информации Екатеринбургской епархии, во времена Хрущева началась последняя крупная антирелигиозная кампания, в рамках которой закрывали старые кладбища и впоследствии их уничтожали. Ивановское захоронение было закрыто, но чудом избежало варварства. Но сейчас незаконченное дело советской власти, видимо, решили продолжить сами представители Екатеринбургской епархии…
Сегодня кладбищенская территория хорошо «обжита». В разное время рядом с Ивановской церковью появились несколько зданий. Они имеют различные функции, но все относятся к Екатеринбургской епархии. Нам особо интересны два из них. Оба почти вплотную прилегают к Ивановскому кладбищу. Первое – то, что расположено прямо за Иоанно-Предтеченским собором. Второе – слева от церкви, если встать лицом к центральному входу в храм. По данным главного управления архитектуры администрации Екатеринбурга, полученным из ответа на письменный запрос «URA.Ru», земельный участок для строительства этих зданий был выделен в 2000 году постановлением главы города Аркадия Чернецкого (документ от 03.08.2000 №809-ж, в редакции от 14.11.2002 №1230-п).
Жильцы домов, расположенных рядом с резиденцией Екатеринбургской епархии, поделились с «URA.Ru» подозрениями насчет того, что два названных здания епархиальной резиденции стоят на кладбище. На протяжении многих лет люди имели возможность наблюдать за ходом строительства новых зданий епархии. По свидетельству очевидцев, захоронения доходили почти до самой улицы Репина и плотно окаймляли Иоанно-Предтеченский собор. Теперь же два сектора кладбища оказались вырезаны застройкой.
Корреспондент «URA.Ru» заинтересовался рассказом наблюдательных горожан и отправился на Репина 6. Как известно, вокруг епархиальной резиденции всегда людно. Здесь толпятся нищие, протяжно выпрашивающие милостыню, бабушки – религиозные фанатки, которые, такое чувство, годами просиживают здесь долгие и однообразные дни. Многие старушки часами гуляют по кладбищу и знают здесь каждую могилу. Именно с такими людьми я попыталась поговорить.
Версия о застройке кладбища подтвердилась довольно быстро. Уже вторая или третья опрошенная бабушка проявила знание интересующего меня вопроса. Наш разговор состоялся прямо возле епархиального здания, где продают иконы и книги, – одного из тех, насчет которого были ужасные подозрения. Пожилая женщина оказалась словоохотливой. Она указала на могилы рядом со зданием: «Это – самый старый сектор кладбища. На месте этого здания тоже были захоронения – очень старые. И на месте вон того, за церковью, тоже (указывает на второе «сомнительное» сооружение). Много могил было».
Я продолжаю расспросы. Старушка признается, что разрушение кладбища затронуло ее лично. В секторе за церковью была могила ее мачехи. «Теперь нет ее. Трактором сровняли все захоронения. Неправильно все это», - говорит женщина. Она не знает законов, но просто по-человечески считает это неправильным.
Пытаюсь опросить и местных нищих. Одна пожилая женщина согласилась поговорить. Довольно сухо она подтвердила: «Да, на этом месте действительно было кладбище. Но потом умерших перезахоронили в другом месте. А здесь началась стройка». Несколько положительных свидетельств поставили вопрос ребром.
Стало интересно, что же думает на этот счет архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Корреспондент «URA.Ru» нашел возможность задать этот вопрос владыке лично. Ответ архиепископа был категоричен и предсказуем, а его лицо – то ли испуганным, то ли удивленным. «Не было там кладбища. Это когда мы строили архиерейский дом, там находили останки. А на Репина не было ничего. Я лично следил за этим. Сам там копал – не было ничего!» Конечно, глупо ждать от архиепископа каких-то признаний.
То же самое можно сказать о чиновниках мэрии Екатеринбурга. В Главархитектуре уверяют, что изначально администрация давала епархии землю без нарушения границ действующего кладбища. Площадь выделенного участка равнялась 2 тыс. 131 квадратному метру: «1 тыс. 727 квадратных метров сформировали за счет земель горземзапаса, оставшиеся 404 квадратных метра были получены путем частичного изъятия земель ГУВД Свердловской области». К тому же, как отмечается в ответе на запрос «URA.Ru», условия проектирования и размещения на этом земельном участке новых объектов согласовывались в 2000 году с научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Как в действительности была использована эта земля, произошло ли в итоге изменение границ кладбища, в Главархитектуре не говорят. Переводят стрелки на Екатеринбургскую епархию.
Наверное, версия о ведении строительства на территории Ивановского кладбища так и осталась бы версией. Но в горархиве Екатеринбурга корреспондент «URA.Ru» обнаружил любопытную карту Свердловска, датированную 1925 годом. Старый, но хорошо сохранившийся документ, по словам архивистов, редко достается с полок. Однако сейчас он многое прояснил. На карте есть и Ивановское кладбище, к 1925 году уже разросшееся в разные стороны, и темный «кирпичик» Иоанно-Предтеченского собора. Новых епархиальных зданий там, понятно, нет. Вместо них – могилы, могилы, могилы…
Корреспондент «URA.Ru» с помощью юристов порылся в российском законодательстве. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», принятый Государственной думой 8 декабря 1995 года, регулирует вопросы использования кладбищенских территорий. В пункте 2 статьи 4 отмечается, что создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, землетрясений и других стихийных бедствий.
Вряд ли какое-то из этих бедствий грозило Ивановскому кладбищу. Но даже если кладбище было перенесено перед началом строительства, то нарушение законодательства все равно имело место. Так, согласно пункту 6 статьи 16 того же закона, использование территории места погребения разрешается лишь по истечении 20-ти лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на ней запрещается.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!