Политические танцы. Всем разбиться по парам
Все хотят потанцевать с Путиным. Для некоторых визави президента эти танцы имеют неожиданные последствия
Дыхание Кремля чувствовалось в информационной повестке всю прошедшую неделю. Для начала Путин подлил масла в огонь отношений региональных элит, озвучив новые схемы выплат по нацпроектам. Долгострой государственной вертикали власти тут же засуетился, загудел как улей. Уральский полпред на этом фоне положил еще один кирпичик в свою политическую карьеру. А кое-кто наоборот, лишил себя будущего, попавшись на манипуляциях с брендом «Кремль». Все это было отмечено и прокомментировано федеральными экспертами «URA.Ru». Из очередного выпуска «Столичного взгляда» вы узнаете, почему парам «губернатор-мэр областного центра» предстоит станцевать польку-бабочку, что за белый танец объявил в УрФО Сергей Атрошенко, в связи с чем Латышев выбрал для Путина вальсовый характер отношений и на десерт - грязные танцы рейдеров.
Раз в неделю РИА «URA.Ru» предлагает своим читателям посмотреть на новости УрФО прошедших дней глазами столичных экспертов. События с 10 по 16 апреля сегодня комментируют:
Глазычев Вячеслав Леонидович, член Общественной палаты, президент Межрегионального общественного фонда "Институт города".
Макаркин Алексей Владимирович, заместитель генерального директора «Центра политических технологий»;
Коновалов Александр Александрович, президент Института стратегических оценок;
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы
Рейтинг событий составлялся экспертами совместно с редакцией РИА «URA.Ru».
Новый нацпроект. Автор - полпред президента в УрФО
На этой неделе уральский полпред (на фото слева) всех удивил. Начиная с необычного (очень раскрепощенного) поведения на пресс-конференции для СМИ УрФО, заканчивая серией мероприятий федерального уровня вокруг мегапроекта «Урал промышленный - Урал Полярный». И если раньше, статус «мега» для этого начинания еще ставился под сомнение, то на этой неделе о нем заговорили как о следующем национальном проекте. Заговорили СМИ, губернаторы северных субъектов округа (по итогам реализации «УП-УП» предусмотрено 40-процентное увеличение ВВП всей страны). В чем причины метаморфоз публичного поведения полпреда, удастся ли Латышеву пролоббировать статус для «УП-УП» и сделать из него новый БАМ, а также о политическом будущем Петра Михайловича - рассуждают эксперты «URA.Ru»
- Чтобы начать второй БАМ, надо иметь покровительство. Нет у нас таких полномочий в регионах, к сожалению, чтобы чиновники могли действовать самостоятельно и какой-то большой проект задумать и начать его реализовывать без благословения Кремля.
Полпреды - априори проводники кремлевских идей, и их действия не могут не быть согласованы с Кремлем. Надо помнить - это люди, поставленные президентом и снимаемые президентом. И поэтому я, честно говоря, не верю в то, что такой проект можно родить без Центра. Вот выдать кремлевский проект за «местную инициативу» - это другой разговор. Без первичных согласований нужны очень сильные аргументы, такие «ноги приделывать» проекту, чтобы он в московских коридорах не потерялся и не заглох. Когда Москва решит, что проект дозрел до национального - все пойдет как по маслу. При этом допускаю, что Латышев может строить какую-то свою политическую карьеру. Успехов ему.
- Я не исключаю, что изменения в поведении уральского полпреда представляют из себя попытку Латышева перейти в новое качество, на новый уровень. Его бывший первый заместитель Сергея Собянин сейчас возглавляет администрацию президента РФ. Другой бывший заместитель, Владислав Туманов, назначен руководителем группы советников главы администрации президента. Я думаю, что и Латышев теперь пытается найти себе какое-то новое место, взять какую-то карьерную ступеньку. Отсюда и новая линия поведения, демонстрация своей заинтересованности во всех федеральных вопросах. Может быть, речь идет о попытке более активно использовать плацдарм УрФО как кадровой площадки для администрации президента. Известно, что Сергей Собянин до сих пор не решил проблем с формированием своей команды. Сейчас он пытается утвердиться как истинный «decision maker» - «приниматель решений» в администрации. Для этого нужно привлекать своих людей, и Латышев может стать одним из них.
Путин вновь вспомнил о мэрах. Последние не спешат радоваться
Владимир Путин объявил о том, что муниципалитеты должны активнее включаться в работу по нацпроектам. Эта идея была передана региональным элитам, и на минувшей неделе администрации губернаторов принялись активно убеждать муниципальные власти активизировать работу по нацпроектам. Звучат предложения "перенести центр реализации нацпроектов на муниципальный уровень". Эксперты «URA.Ru» анализируют, с чем связана эта тенденция, какие задачи пытается решать президент, подстегивая муниципальные власти. А самое главное - будут ли в связи с этим изменения в отношениях муниципалов и властей субъектов РФ
- Сегодня есть серьезная опасность, что нацпроекты вызовут обратный эффект и из популярных станут проектами, дискредитирующими власть. Поэтому Кремль пытается мобилизовать все ресурсы, включая и городские муниципалитеты. Но, думаю, кроме этого, для городских властей это может быть еще и престижным. Только что у них возникла известная ситуация с внесенным в Госдуму законопроектом, где их прерогативы могут быть ограничены. Соответственно, мэрии уже защищаются. И тут их раз и подключают к важной госзадаче (это, наверное, должно им польстить), участие в нацпроектах и та роль, которая отводится муниципалам, - должны компенсировать отнятые права - это с одной стороны. С другой, я думаю, что мэры реально опасаются контроля над собой. И имеют для этого все основания. Для этого достаточно посмотреть историю взаимоотношений любой пары «губернатор-мэр областного центра».
- Вы знаете, на самом деле ведь национальные проекты реализуются хоть в какой-то степени только в том случае, если что-то изменится в каждой конкретной школе и т.д.. Поэтому обращение внимания на муниципалов - конечное звено получения денег - оправдано. Но на пути до той же больницы у «национальных денег» - масса посредников: И, как всегда, чем больше посредников, тем меньше эффективность использования средств. Усугубляет ситуацию и то, что отношения губернаторов и мэров часто бывают не очень радужными - это наша особенность, тут уж ничего не поделаешь. Даже если больше полномочий передавать муниципалитету, все равно регион будет сильнее, потому что у него будет сильнее бюджет. Если же на муниципальный уровень пойдут какие-то целевые деньги, минуя губернатора, то последний все равно не преминет вмешаться... Конфликты неизбежны. И вот опять-таки – как деньги дойдут до конкретных людей в таких наших политико-экономических условиях - большой вопрос.
- Вполне естественно, что нацпроекты пробуксовывают. Соответственно, это некоторый жест отчаяния: кто же может за это взяться? Поэтому это правильный жест, но пока вся схема организации бюджетных отношений такова, что ни за что взяться они не могут, это пока чистое пожелание. Потому что пока сохраняется эта пропорция, 60:40 в пользу федерального Центра, регионы будут обдирать города. Это чудовищно! Это делают и регионы, и сам Центр. Простенький пример: в Шуе, в которой я только что был, собирают налогов на 1 млрд. 200 млн., а им остается 10% - 120 млн., а мост отремонтировать – 260 млн. Нужно под нацпроект по жилью выделять участки, для выделения участков необходимо сделать планировочные работы, для них у муниципалитетов нет профессионалов, только у крупнейших они есть. Значит, это все висит в воздухе на самом деле. Сделать это можно, но для этого надо изменить целый ряд правил, заложенных в тех законах и кодексах, которые принимались до национальных проектов. Скажем, Земельный кодекс и Градостроительный кодекс: они требуют проводить аукционы на выделение земельных участков... А где взять людей, которые могут аукцион провести?! Это классическое опрокидывание московско-петербургского опыта на всю страну. Поэтому здесь посыл правильный, я сам за него годами борюсь, о том, что начинать надо снизу, а не сверху. То есть, иными словами, национальный проект надо строить с двух концов, а не с одного, и посыл президента верный. Но чтобы его реализовать, нужно дать этим муниципалитетам минимальные возможности. Пока их нет.
Бренд «Кремль» снова в работе. Манипуляции или реальный заказ?
На Урале начинает свою предвыборную кампанию "Партия социальной защиты" Сергея Атрошенко (на фото). По заверениям самого Атрошенко, к 2007 году его партия станет реальным инструментом Кремля для оттягивания голосов у "Родины" и КПРФ. Делает ли Кремль такую ставку на левом фронте, насколько обоснованны подобные амбиции Атрошенко и прочих владельцев "карликовых" партий, каково будущее политтехнологов-стингеров вроде Сергея Атрошенко - разбирались эксперты «URA.Ru»
- Я думаю, что некоторые ставки на левом фронте для того, чтобы снизить градус оппозиционности, делаются Кремлем. Это, я думаю, достаточно серьезная задача, и Рогозин лишь частично с ней справился. Задача на самом деле - минимизировать возможность появления неконтролируемых протестных сил. То есть не столько создание каких-то новых структур - там претендентов хватает и без Атрошенко: Семигин, например, и другие политики левых взглядов. Например, есть конкуренция с «Родиной», есть партия «Народная воля» Бабурина. Так что, я думаю, что здесь левое поле достаточно забито. Но главное – снизить градус оппозиционности существующих сил – «Родины» в чем-то и КПРФ, которая иногда достаточно активно вроде оппонирует власти, а с другой стороны, вроде, и договаривается с властью по каким-то позициям. И уже вторично - это какие-то левые организации. Причем, как мы видим, среди этих организаций уже идет внутренняя конкуренция. Насколько я понимаю, власть особо ей не мешает – пускай конкурируют друг с другом, все равно они не представляют никакой проблемы. Что касается самого Атрошенко, мы помним, у него был прекрасный брэнд – Партия пенсионеров. Пенсионеры - это часть незаслуженно обиженного населения. Атрошенко был в свое время включен в систему ангажирования пенсионеров, которую не смог раскрутить. Именно поэтому существуют сильные сомнения, что у него получится и это начинание.
- Насчет амбиций я знаю, что на прошлых парламентских выборах среди кандидатов было очень модно вывешивать предвыборные плакаты, где они обнимались с Путиным, «ручкались». И, конечно, ссылались на то, что им будет обеспечена «поддержка Кремля». Видите ли, в чем дело, я считаю, что «Родина» - это был достаточно неудачный по конечной эффективности PR-проект кремлевской администрации, это никакая не политическая партия, хотя у нее определенная идеология. Но я, кстати, так же думаю и про «Единую Россию», не говоря худого слова. Это не политические партии в нормальном понимании этого слова, они все играют некоторую инструментальную роль.
И когда создавалась «Родина», у нее была совершенно конкретная задача под 2003 год: она должна была как партизанский отряд пройтись по тылам коммунистов, отобрать как можно больше голосов и честно погибнуть в этой смертельной схватке, ей не предусматривалось места в будущей Думе. А они, оказалось, сыграли на таких националистических струнах, что вызвали очень мощный отзвук со стороны российского электората, вернулись с развернутым знаменем и усиленно пополнили свои ряды, стали реальной политической силой, а это не предусматривалось кремлевским проектом.
И поэтому с 2003 года по нынешнее время Кремль усиленно занимается тем, что я называю утилизацией выпущенного из бутылки джинна, потому что он зажил собственной жизнью, совершенно сценарием не предусмотренной. Сейчас замена Рогозина на Бабакова говорит о том, что партию будут стараться убрать с политической арены, хотя она, тем не менее, останется. И я уж не знаю, насколько управляем Бабаков (судя по тому, что ему партию доверили, очень даже управляем), но все равно с этим флангом национал-патриотическим у Кремля проблемы. Потому что здесь может возникнуть реальная опасность для «Единой России», потому что национал-патриотические лозунги можно только перехватить, также как и лозунги социальной справедливости. Правда, «Единая Россия» сама их пытается использовать, но ей могут не слишком поверить, недостаточно сильно с точки зрения Кремля.
Поэтому, если Атрошенко заявляет, что его будут поддерживать для того, чтобы оттянуть голоса у «Родины» и у кого-то, я думаю, что «Родину» постараются как следует демонтировать еще до выборов, а у кого еще надо оттягивать голоса – у коммунистов. Но я думаю, что на это будет много претендентов – и семигинская, наверное, будет какая-то партия, и еще кто-нибудь. А потом, самое главное, на коммунистов не имеет смысла тратить большие силы и деньги, это партия в том виде, в котором она сегодня существует, вполне системная, она угрозы-то власти не представляет. Ну, пройдет Зюганов с бантиком 7 ноября по Тверской, а за углом он все равно сядет в «Ауди-8» или в 600-й «Мерседес» и поедет в то место, куда ездят активисты «Единой России», и все. Так что это партия уже списавшаяся, и оппозицией ее не назовешь. Специально создавать дублера нет смысла.
Тут другая опасность есть: пенсионеры – это очень большая социальная группа, и люди, в общем-то, достаточно активные и достаточно отвязанные. Люди, которые живут, как правило, в нищете, на грани выживания у нас, и с ними очень легко… Меня поразило, как власть при монетизации задергалась, как только они вышли на улицу, даже в небольших количествах, в результате потратила втрое больше денег, чем собиралась сэкономить. И давать возможность кому-то организовывать пенсионеров, это небезопасно, потому что они легко организуются. И поскольку у нас население довольно старое в целом по стране, и стареющее, это может оказаться довольно большой силой и реальной оппозицией, поскольку это люди в возрасте, когда уже нервишки ни к черту, здоровье ни к черту, особенно им терять нечего, они очень склонны к оппонированию. У них очень обостренное чувство справедливости, и на всякое притеснение они реагируют, в общем-то, очертя голову. Так что я не знаю, будут ли раскручивать эту карту, она может оказаться опаснее уже сильно опущенной «Родины» и совсем беззубых коммунистов.
- Атрошенко - классический покерный игрок и мастер блефа, вполне профессиональный, судя по Партии пенсионеров, немало он в это вложил. Но, честно говоря, редко бывает можно дважды войти в ту же реку. Я не очень верю в успех этой самой новой конструкции, подозреваю, что его заявления, будто бы его поддерживают, это классический блеф, который, в принципе, имеет свой резон, то есть на блефе можно накрутить реальную поддержку и заставить принять его как факт. Подозреваю, что это из породы холостых выстрелов, не убежден в этом, но думаю, что так. Никакой эдакой задачи здесь не может быть, потому что дело не в левых партиях, дело в протестном голосовании как таковом. А его таким образом канализировать чрезвычайно трудно. Люди не доверяют власти всякой, их сегодня можно переубедить некоторыми реальными делами, а на голый лозунг какая-то часть, конечно, клюнет, но я не верю в возможность повтора.
Рейдеры стремительно из соринки превращаются в бревно в глазу власти. Сядут все?
Впервые в России дело о рейдерской атаке на предприятие дошло до суда. В Екатеринбурге начались слушания по делу о захвате крупного рыночного комплекса «Оборонснабсбыт». По подозрению в совершении этого преступления задержаны более 200 человек, чего не было за всю историю отечественной криминалистики. На свободе только заказчик акции - скандально известный уральский олигарх Павел Федулев (на фото). Можно ли говорить о начале масштабной антирейдерской компании, станет ли она повесткой грядущих госдумских выборов или это просто локальное сведение счетов со старыми врагами - в комментарии нашего эксперта
- Идея антирейдерской кампании несомненно важна. В России выстроена вертикаль власти, однако реально количество дел по захвату и переделу собственности только растет. Это очень серьезная проблема, и государство пытается ее решать. О том, насколько эти попытки будут успешными, - говорить сложно. Тут вопрос не только в рейдерстве как таковом. В стране снижается роль общественного контроля, и одновременно усиливаются позиции силовых структур, которые все активнее вмешиваются в бизнес и пытаются зарабатывать деньги. Как известно, в большинстве случаев рейдерские захваты происходят именно при поддержке силовиков. Рейдерство – это наиболее уродливое проявление системы государственного рэкета. Захватчики обычно пользуются «дырками» в законах, но стоит их заткнуть – будут найдены другие дыры. Задача сейчас стоит более широкая – это снижение возможности участия силовых структур в бизнес-процессах, независимость судов и т.п. Нужно и более внятное законодательство, регламентирующее работу акционерных обществ.
Однако президент и его окружение стоят сейчас перед сложной задачей. Объявляя о борьбе с рейдерами, Путин умалчивает, что государство, по сути, также использует рейдерские методы. Захват «Оборонснабсбыта» в Свердловской области и атака на ЮКОС – конечно, явления разного уровня, но их механизмы во многом похожи. Поэтому если власть реально собирается бороться с рейдерами, она должна сказать честно: «Мы провели определенный передел в интересах государства и закончили его. Все, точка. Дальше такого не будет. Это были разовые акции, связанные с тем, что некоторые олигархи обнаглели и полезли в политику. Урок преподан – теперь начинаем с чистого листа». Я думаю, что в новом обращении президента к федеральному собранию эта тематика будет как-то озвучена – такой месседж нужно передать и нашему бизнесу, и западным инвесторам.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!