Завхоз под следствием
Заместителю губернатора Челябинской области Константину Бочкареву, возглавляющему администрацию главы региона, предъявлены официальные обвинения в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий, которые уже получили весьма конкретное стоимостное выражение – примерно 112 млн. рублей. Накануне с двух дня до часу ночи Бочкарев провел в стенах областной прокуратуры, откуда рисковал отправиться прямиком в СИЗО, если бы Центральный районный суд Челябинска не отказал органам следствия в удовлетворении ходатайства об аресте вице-губернатора. В последние годы Южный Урал находится на передовой фронта борьбы с коррумпированным чиновничеством, но по сравнению с «картинным делом» все предыдущие скандалы кажутся сущей безделицей.
Цена вопроса
Руководитель губернаторской администрации Константин Бочкарев был задержан и доставлен в прокуратуру Челябинской области, где ему предъявили обвинение по ч. 3 (пункт «в») статьи 286 УК РФ (превышение полномочий с причинением тяжких последствий). Последовавшее через сутки официальное заявление прокуратуры почти в точности подтвердило наиболее известные обстоятельства «картинного дела», которые активно обсуждались в кулуарах после нашумевших обысков, проведенных некоторое время назад оперативниками ФСБ в правительственном комплексе на Лесопарковой улице.
Итак, по данным прокуратуры, в августе 2005 года для оформления интерьеров нового пристроя к дому правительства Челябинской области на улице Цвиллинга было приобретено несколько полотнищ известных русских художников – Шишкина, Маковского, Верещагина, Коровина и других. Картины закупили при посредничестве одной из московских фирм, израсходовав по документам на эти цели из бюджета Челябинской области 180 млн. 183 тыс. 835 рублей. При этом реальная стоимость предметов искусства, по данным экспертов Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций в УрФО, составляет всего 67 млн. 827 тыс. 268 рублей. Таким образом, неизвестно куда уплывшая разница превысила «неслабую» сумму – 112 млн. 356 тыс. 567 рублей.
Еще один вопрос, который заинтересовал следствие, почему закупка картин для губернаторской резиденции была сделана без объявления конкурса, в нарушение Бюджетного кодекса РФ и закона Челябинской области «О поставках товаров, выполнении работ, об оказании услуг государственных нужд». Главным фигурантом «картинного дела» Константин Бочкарев стал не только как чиновник, выполняющий в руководстве региона роль «завхоза», но и потому, что при проверке выяснилось, что глава губернаторской администрации действовал «самостоятельно и по собственной инициативе». Как выяснилось, после возбуждения дела 16 мая, Константин Николаевич уже несколько дней как находится под подпиской о невыезде.
«В Багдаде все спокойно»
По неофициальной информации из правоохранительных структур, вчера Бочкарева планировалось предварительно задержать на 48 часов, в течение которых должно было пройти судебное заседание с определением меры пресечения. Однако уже к вечеру Бочкареву, страдающему нарушением обмена веществ, стало плохо – у него случился гипертонический криз, и даже пришлось прибегнуть к помощи медиков. В это время в руководстве Челябинской области начали предприниматься усилия для того, чтобы облегчить положение вице-губернатора. К тому же, адвокатом вице-губернатора согласился стать известный и опытный юрист Юрий Великосельский, имеющий репутацию «челябинского Резника». Примерно в полночь судья Центрального районного суда Челябинска Евгений Ефремов отклонил ходатайство прокуратуры о помещении Бочкарева под арест, и вице-губернатора отпустили.
С утра глава губернаторской администрации демонстративно расхаживал по коридорам Законодательного собрания, депутаты которого в четверг собрались на майское заседание. Подтвердив URA.Ru состоявшийся накануне визит в прокуратуру, Константин Бочкарев все остальное оставил без комментариев. Впрочем, красноречивым выглядело уже само появление немногословного чиновника, к тому же, еще не оправившегося после вчерашнего криза, в стенах областного парламента, куда прежде он почти не заглядывал. Вице-губернатор, как ни в чем ни бывало, общался с коллегами и депутатами, и, как признался нашему корреспонденту один из участников этих неофициальных бесед, этот шаг был призван засвидетельствовать, что «в Багдаде все спокойно».
Однако, как сообщил URA.Ru заместитель прокурора Челябинской области Алексей Ваганов, областная прокуратура намерена обжаловать решение суда, не согласившегося поменять подписку на арест. От оглашения прочих деталей Ваганов отказался. Сославшись на тайну следствия. Между тем, по имеющимся данным, в качестве «тяжелой артиллерии» в Челябинск уже прибыл представитель Генеральной прокуратуры России. Сейчас следственные действия по делу проводятся отделом по расследованию особо важных дел областной прокуратуры и находятся под личным контролем прокурора области Александра Войтовича.
Опять Гришанков?
В четверг «картинное дело» пришлось впервые комментировать руководству Челябинской области. Исполняющий обязанности губернатора Андрей Косилов сообщил журналистам, что получил просьбу из прокуратуры обеспечить сохранность предметов искусства, не допустив их вывоза за пределы региона. В связи с чем встал этот вопрос, так и осталось загадкой. Но, как заметил Андрей Николаевич, уже сейчас имеются люди, готовые заплатить за картины куда больше, чем было потрачено на их приобретение из бюджета. «Вы послушайте только, какие там имена, такой коллекции позавидуют многие картинные галереи мира!», – не без гордости заявил и.о. губернатора.
По его словам, оснований для отстранения Константина Бочкарева от должности пока нет: Бочкарев продолжит работать до тех пор, пока из прокуратуры не поступит соответствующего представления. Вопрос по этому поводу у журналистов возник в связи с тем, что в свое время заместитель губернатора Виктор Тимашов, когда памятное «дело о геологоразведке» дошло до подписки о невыезде, был отправлен Петром Суминым в отпуск на все время следствия. Впрочем, насколько известно, тогда об этом Тимашов едва ли не сам попросил главу региона. Касаясь реакции губернатора на последние события, Косилов сообщил, что Сумин, безусловно, в курсе происходящего, но пока не видит оснований для того, чтобы досрочно выходить из своего отпуска.
Из неофициального общения с представителями администрации стало понятно, чем намерены парировать удар чиновники. Прежде всего, речь идет о заключениях альтернативных экспертиз, в которых участвовали, например, искусствоведы из Третьяковской галереи в Москве. Из них действительно следует, что картины достались Челябинской области, можно сказать, по дешевке. «Мы располагаем информацией, что прокуратура опирается на мнение эксперта из какого-то екатеринбургского бутика, и если честно, сомневаемся, можно ли доверять такой экспертизе», - сказал один из работников администрации, попросивший не называть его имя.
Что касается подоплеки событий, то ее в резиденции Сумина продолжают видеть в ранее обозначенной политической плоскости. «Кое-кому, а точнее - некоторым полковникам от госбезопасности, видимо, по-прежнему не дает покоя предстоящее 60-летие Петра Ивановича, вот и торопятся взяться за второго заместителя, не успев поставить точку в уголовном деле против первого, - прокомментировал происходящее пожелавший не быть упомянутым собеседник агентства. – Мы считаем «картинное дело» исключительно политическим и направленным на расшатывание ситуации в области накануне достижения Суминым пенсионного возраста». Что за «полковники» имеются в виду, уточнения не последовало, но и без него понятно, что речь идет о депутате Госдумы Михаиле Гришанкове. Именно с его именем в политических кругах Челябинской области принято связывать все последние акции правоохранительных структур в отношении чиновников областной администрации.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!