Новое атомное мышление
Второй визит Сергея Кириенко на Южный Урал в качестве главного российского атомщика снова принес сенсацию. Глава Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) дал указание заняться подготовкой документации для возобновления строительства атомной электростанции в окрестностях Озерска. В случае расконсервации ЮУАЭС Челябинская область получит много дешевой энергии, крупного налогоплательщика и новые протесты «зеленых».
Опытный политик Сергей Кириенко знал, чем порадовать челябинского губернатора накануне его юбилея. Самого Петра Сумина во главе принимающей стороны на этот раз не было, но благая весть, прозвучавшая из уст главы Росатома, от этого не потускнела. По прибытии в Озерск Кириенко впервые определенно высказался в пользу строительства ЮУАЭС, назвав проект ее достройки «очень реальным».
Строительство станции началось в начале восьмидесятых годов прошлого столетия, но после того, как вслед за катастрофой в Чернобыле Советский Союз накрыла волна радиофобии, бесславно прекратилось. О возможности возобновления работ на стройплощадке особенно активно заговорили в конце 90-х, когда промышленность Южного Урала снова пошла в гору, и в регионе напомнила о себе старая проблема нехватки дешевой энергии. Одновременно обострилась другая тема – опасность переполнения Теченского каскада водоемов (ТКВ) с миллионами кубометров воды, зараженной радионуклидами, которые в качестве промышленных стоков сбрасывались и продолжают сбрасываться химкомбинатом «Маяк».
Наряду с самими атомщиками правительство Челябинской области все это время безуспешно добивалось расконсервации стройки, убеждая и московских чиновников, и южноуральскую общественность, что реализация проекта позволит убить одновременно двух зайцев. О сложности этой задачи можно было судить даже по скепсису самого Сергея Кириенко, который во время своего декабрьского визита в Озерск публично усомнился, что проект выпаривания излишка содержимого в ТКВ за счет работы ЮУАЭС – это эффективная, а главное – экономически обоснованная затея.
Новый приезд главы Росатома дал сторонникам строительства атомной станции куда больше надежд. Перемену в своих настроениях отметил, прежде всего, сам Сергей Владиленович. «Мы понимаем, что, развиваясь, Уральский регион все острее будет ощущать дефицит электроэнергии, и готовы предложить решение проблемы», - заявил Кириенко и даже обозначил некоторые детали будущей стройки, не забыв упомянуть о целях, которые будут преследовать немалые – около 6 млрд. долларов – инвестиции.
По словам главы Росатома, новый проект станции будет отличаться от прежнего. Раньше на ЮУАЭС предполагалось построить три реактора: один водо-водяной типа ВВЭР-440 и два реактора на быстрых нейтронах мощностью 350 ГВт и 600 ГВт соответственно. После расконсервации станцию предполагается оснастить четырьмя реакторами типа ВВЭР-1000 – самого распространенного на территории бывшего СССР. Таким образом, суммарная номинальная мощность станции составит 4 ГВт энергии в год. Это позволит не только покрыть ныне ощущаемую нехватку электроэнергии в самой Челябинской области, но и поставлять энергию на федеральный оптовый рынок – иными словами, превратить Южный Урал из энергодефицитного региона в энергоизбыточный.
В этом Кириенко видит долгосрочный эффект от строительства АЭС на Южном Урале. Еще одним плюсом глава Росатома назвал появление в Челябинской области «крупнейшего налогоплательщика» - возможно, сопоставимого по налоговой отдаче с ММК. Однако ближайшей выгодой станет новый толчок для развития стотысячного ЗАТО Озерск с его окрестностями. К примеру, можно не сомневаться, что одним из подрядчиков – возможно, генеральным – на сройплощадке станет Южно-Уральское управление строительства – один из крупнейших в стране строительных трестов, специализирующихся на возведении объектов атомной промышленности. А для Озерска это один из основных налогоплательщиков.
Нетрудно заметить, что возобновлению строительства ЮУАЭС, готовить которое сегодня фактически дал отмашку Сергей Кириенко, предшествовал ряд решений на уровне верховной власти, призванных увеличить атомную составляющую в общей генерации электроэнергии в России до уровня развитых стран и снизить сырьевую долю в экспорте. Как уже сообщалось, ближайшие полтора десятилетия в стране отметятся массовым строительством и вводом в эксплуатацию атомных энергоблоков, количество которых к 2020 году возрастет с нынешних 31 до 40. Согласно планам Росатома, в какой-то момент Россия выйдет на ввод одного реактора в год. Если такие темпы будут взяты, относительно скорое начало работы ЮУАЭС действительно станет реальным.
Обозначив готовность Росатома обеспечить стройку государственной волей и деньгами, глава агентства попросил областные власти заняться не менее важным вопросом, который вполне может стать непреодолимым препятствием для расконсервации стройки. По словам Сергея Кириенко, атомную станцию на Южном Урале построят только в том случае, если на это дадут согласие жители региона, которые однажды – в 1991 году – уже высказались за запрет строительства «атомки», проголосовав соответствующим образом на областном референдуме. Теперь необходимо получить обратный мандат, на что глава Росатома отвел областным властям менее трех лет, учитывая, что за это время необходимо собрать еще и всю необходимую разрешительную документацию. Андрей Косилов, который среди заместителей Петра Сумина как раз отвечает за информационную политику, понимающе кивал…
О серьезности поставленного вопроса может свидетельствовать хотя бы первая реакция озерских «зеленых» на многообещающие заявления Кириенко. Как заявила журналистам руководитель местного отделения международной организации «Экозащита» Надежда Кутепова, Росатому и областным властям еще предстоит убедить жителей Челябинской области в том, что региону действительно необходима атомная станция. К тому же, есть еще один существенный момент, способный застопорить новое строительство. Законсервированная стройплоащка ЮУАЭС расположена на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС), который образовался на пути прохождения радиоактивного облака после печально известного теплового взрыва на «Маяке» в 1957 году. Формально ВУРС имеет статус заповедника, на территории которого закон запрещает вести какую-либо хозяйственную деятельность. Таким образом, ЮУАЭС становится уязвима и с юридической точки зрения, предупредили экологи.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!