«Вот встречался я недавно с Сурковым…»
В Екатеринбург приехал Сергей Бабурин – вице-спикер Госдумы РФ и лидер партии «Народная воля». Корреспондент «URA.Ru» провел с гостем, в 1990-е ковавшим историю России, полдня и увидел в визите не только предвыборные моменты. О том, как Бабурин искал в Екатеринбурге невест для своих сыновей, какие рассказывал анекдоты, что за закрытые встречи проводил и почему требовал ссылки для свердловских политиков – в материале «URA.Ru».
Бой депутата Перского
Вице-спикер Государственной думы РФ, лидер партии «Народная воля», обладатель купеческой внешности и богатого низкого голоса Сергей Николаевич Бабурин прилетел в Екатеринбург с Дальнего Востока – там все еще тепло, зеленеют деревья и граждане гуляют в футболках. В Екатеринбурге же 18 сентября как раз выпал первый снег – потому Сергей Николаевич кутался в кожаный плащ и смешно сжимал под ним свои богатырские плечи.
Г-н Бабурин объезжает регионы, где 8 октября его партия «Народная воля» участвует в выборах в Законодательные собрания. Во всех этих регионах Сергей Бабурин сам возглавил избирательные списки – оказывается, законодательство не запрещает такой финт. Теперь вице-спикер и ездит по всей стране, чтобы быть кандидатом не только формально, но и, так сказать, реально.
Вторым в свердловском списке «Народной воли» стоит депутат областной Думы Георгий Перский. Именно его и ждал Сергей Николаевич Бабурин, кутаясь в свой кожаный плащ возле Уральской государственной сельскохозяйственной академии – здесь была намечена встреча Бабурина со студентами. Это не удивительно, учитывая что «Народная воля» и Бабурин пропагандируют почвенничество, – с кем еще, как не со студентами-аграриями, ему было встречаться?
Пока Перский спешил к своему партийному шефу, молодые члены «Народной воли» устроили агитацию. Во-первых, они принялись раздавать на входе в академию веселые листовки. На них был изображен такой комикс: кандидат в депутаты Георгий Перский, надев красные боксерские перчатки, готовится к бою в штабе «Народной воли». У него на столе – папки и бумаги. В это же время к бою готовится его оппонент, именованный «единорогом». «Единорог», толстый лысый мужчина, вместо тренировок поглощает курицу и ананасы. Когда приходит время боя, Перский ловко уворачивается от удара противника и нокаутирует оппонента. Толпа беснуется от радости, и на финальном кадре кандидат Перский в своих красных перчатках мужественно смотрит в камеру. «Вместе победим», - гласит надпись под картинкой.
Во-вторых, члены «НВ» приклеивали к стене красно-синий флаг своей партии. Правда, робея перед вице-спикером, они сначала наклеили его не той стороной, и поэтому надпись «Народная воля» предстала перед студентами-избирателями в зеркальном отображении, в виде загадочных знаков – будто бы рекламировалась, например, какая-нибудь таинственная масонская организация.
Невесты для сыновей Бабурина
Когда Георгий Перский появился, «народовольцы» отправились в кабинет первого проректора академии Игоря Мурыгина. Это был небольшой седовласый человек с чрезвычайно живой мимикой.
- Очень рад Вашему приезду, очень рад, - столь энергично твердил он, будто бы Сергей Бабурин являлся ему, например, родным дядей.
Наконец, Бабурина и Перского привели в аудиторию, заполненную студентами. Не буду скрывать – как минимум половина из них не очень представляла себе, что это за высокий человек с импозантными усами и благородной сединой пришел к ним на встречу. Студенты сельскохозяйственной академии – люди простые, и их живой язык мог бы хорошо передать, например, Михаил Зощенко. Мне же такое не под силу. Скажу лишь, их версии насчет личности Бабурина были весьма живописными.
Надо отдать должное вице-спикеру Госдумы – он быстро смог увлечь даже такую сложную аудиторию. Чтобы сразу пояснить свой весьма высокий статус, Бабурин рассказал о своем знакомстве с Владимиром Путиным еще до того, как последний стал президентом РФ. А затем прочитал небольшую, но весьма увлекательную лекцию о политическом и экономическом положении России. Пересказывать ее смысла нет – можете посмотреть в Интернете платформу «Народной воли». Наибольшим успехом у студентов пользовались, конечно, неофициальные ремарки г-на Бабурина. Например, рассказывая о демографии, Сергей Николаевич загляделся на аудиторию.
- Очень жалко, что мой дом находится так далеко от вашей академии… У меня четыре сына, а тут столько невест.
Невесты захихикали, а мужская часть аудитории нервно заерзала на стульях, очевидно, почувствовав конкуренцию со стороны сыновей приятеля г-на Путина.
Вопросы аудитории были, разумеется, прагматичными. Что нужно сделать, чтобы специалисты поехали работать в село? Почему отменены отсрочки от армии? Какие дальше ожидаются бонусы для молодых семей?
Во время второй половины выступления Сергея Бабурина проректор Игорь Мурыгин встал рядом с ним и внимательно слушал. Благодаря его чудесной мимике это походило на изощренный сурдоперевод. Когда Сергей Николаевич рассказывал о коварных планах американцев – Мурыгин морщился и негодующе тряс головой. Когда говорилось о необходимости сохранения традиционных ценностей – увлеченно кивал. На каждую реплику у него имелось свое уникальное выражение лица. Сначала я не мог понять, зачем это проректор занял место возле Бабурина. Однако потом стало ясно, что когда он глядит на аудиторию – студенты стесняются болтать и выбегать за дверь. Его фигура обеспечивала в помещении порядок.
Сергея Чемезова – на 10 лет в Китай
Следующим пунктом программы после академии была пресс-конференция в агентстве «ИТАР– ТАСС Урал». Довольно оглядев полный зал журналистов, Бабурин начал не с заявленной темы («Миграционная политика в регионах»), а с вопросов партийного строительства.
- Сейчас многие партии делают попытки объединения, - пояснил он. – Мы тоже стараемся объединить здоровые патриотические силы. Только у нас эти попытки искренние, а не по указке сверху. Если же Кремль решил слить три «левые» партии в один флакон, в одну «братскую могилу» – я лично только рад. Меньше бюджетных денег будут тратить. Правда, цель у объединенной Партии жизни, «Родины» и «Пенсионеров» одна – партизанить в тылу КПРФ. Мы же возрождаем почвеннические традиции. В некоторых регионах уже прошли в Думы и кое-где даже обогнали по количеству голосов «Единую Россию».
Затем Бабурин несколько расстроил екатеринбургских журналистов тем, что свердловские выборы – это вовсе не репетиция госдумских, как всем нравится думать («Настоящей репетицией будут выборы весны 2007 года», - полагает Сергей Бабурин). Кроме того, он подверг критике свердловского министра сельского хозяйства Сергея Чемезова за идею привезти на бесхозные свердловские земли китайцев («Таких политиков бы самих в Китай на 10 лет»), раскритиковал Партию жизни («Миронов - приятель Путина. Уральцы люди серьезные, вы же не поверите в этот спектакль, что это – реальная альтернатива?») и пошутил насчет рухнувшего моста («Этот мост уже везде воспринимается как символ «Единой России»). Свердловский протеже Бабурина, депутат Перский тоже внес свои пять копеек в общую копилку критики, поругав «единороссов» за то, что занимаются в Думе только своим бизнесом.
- Вы раньше сотрудничали с ЛДПР, а теперь идете в списке «Народной воли», - поинтересовалась у Георгия Перского одна из журналисток. – Почему?
Георгий Михайлович собрался было ответить, но Бабурин нашелся быстрее:
- А мы всех деятельных политиков заберем от конкурентов.
Анекдоты от Бабурина
Дальше по программе была запланирована встреча с представителями национальных диаспор Свердловской области. Не секрет, что Сергея Бабурина нередко обвиняют в великорусском шовинизме. Чтобы прояснить свою точку зрения, он и решил встретиться с национальными лидерами Среднего Урала.
Встречу запланировали в Уральском государственном горном университете. Место, казалось бы, странное, но вскоре выяснилось, что администрация вуза давно помогает самым разным диаспорам – предоставляет им площади для встреч, библиотеку и другие университетские блага. Поэтому в кабинете ректора Николая Косарева и собрались чеченцы, осетины, армяне, киргизы и представители других народов. Они сели за длинный стол для переговоров напротив пустого кресла для вице-спикера.
- Я сразу же хочу объяснить свою позицию, - рассказал, сев за стол, Сергей Бабурин. - Сейчас термин «русский» ошибочно путают с другим термином – «великорусский». Я же считаю, что русским человек может быть независимо от национальности. Когда генерал Багратион говорил «Мы, русские офицеры» - все же его понимали, хоть он и был грузином. Так что русский – это не этническая характеристика.
Я, тем временем, рассматривал кабинет Николая Косарева. Православные иконы здесь соседствовали с туземными статуэтками. Шкаф усеян всевозможными кубками. На фото красовались фотографии ректора с различными VIP-персонами – Сергеем Мироновым, Эдуардом Росселем, Юрием Осинцевым. На рабочем столе вперемешку лежали аналитические записки по национальным проектам и книги об уральских камнях. Компьютера не было. И действительно, зачем он горняку?
«Националы» тем временем разглядывали Сергея Бабурина с опасением, явно видя в нем оппонента. Чтобы переломить ситуацию, гость принялся рассказывать о своих друзьях – чеченцах, осетинах, армянах. Сидящих перед ним г-н Бабурин мастерски обольщал по очереди. Он называл, например, какую-нибудь осетинскую фамилию, и представитель осетин расплывался в улыбке.
- Знаю этого человека, хороший человек. В селе у него был, дома у него был, - вспоминал осетин.
Затем Бабурин перечислил чеченцев, башкир, киргизов. Вскоре почти весь стол оказался у него в союзниках. Тяжелую беседу вице-спикер разбавлял анекдотами и историями из жизни.
- Вот встречался я недавно с Сурковым… - начинал рассказ Сергей Николаевич.
- Кстати, он тоже чеченец, - напоминал чеченский представитель.
- Наш он, с Урала, - патриотично вмешивался Николай Косарев.
- Сурков из Липецкой области, - мягко возражал Сергей Бабурин.
Г-н Косарев тем временем поведал, как в университете решаются национально-религиозные вопросы.
- У нас тут есть и православные, и мусульмане, и иудеи, - говорил он. – Всяких ребят очень много.
- А атеисты? – поинтересовался на свою беду Георгий Перский. Николай Косарев вмиг переменился в лице.
- Нет! Нечего им здесь делать! У нас абитуриент приходит, мы ему показываем 10 заповедей и спрашиваем: «соответствуешь?» Если нет, пусть идет в другой вуз. Ректор верует – значит, все остальные тоже должны веровать.
Мне подумалось, что это интересное признание для чиновников из Министерства образования, выделяющих горному университету деньги из бюджета светского государства. Но Сергею Бабурину сказанное явно понравилась.
Несколько раз, когда за столом повисала пауза, Сергей Бабурин и его собеседники разбавляли ситуацию анекдотами. Вице-спикер, например, рассказал шутку про мальчика, который отказывался показывать небу фигу, потому что «если Бога нет – то некому, а если есть – то зачем портить с Ним отношения». Армянский представитель в ответ поведал анекдот о Ленине, который попал в ад, и Сатана, говоря по телефону с Богом, отвечал: «Во-первых, не черт, а товарищ черт, а во-вторых, Бога нет». Бабурин ответил шуткой про законопроект «Не убий», к которому поступило 84 поправки. Короче говоря, встреча получилась весьма неофициальная. И даже с опасными моментами.
- Я познакомился со многими влиятельными людьми в Ленинграде, когда у меня там родился первый сын, - рассказал Бабурин. – Козак тогда учился на 4 курсе юридического, Медведев – на втором. Путин тоже там работал. А Грефа вообще я выучил.
- Так вот с кого надо спрашивать! - обрадовался ректор Николай Косарев.
Закрывая встречу, Бабурин не удержался и пожаловался.
- Времени нет. Перский – профессиональный эксплуататор. Вы знаете, какой он мне график составил? Ничего не успеть.
График и впрямь был жесткий – Бабурина еще ждали два эфира на телевидении, встреча с активом свердловской «Народной воли», беседы в полпредстве и администрации Екатеринбурга.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!