Владимир Ленин дал совет Петру Сумину
Самый крупный инвестиционный проект Челябинской области грозит лопнуть, как мыльный пузырь. В местных СМИ размещаются материалы по защите интересов английской компании «Eureka Mining», нарушившей условия лицензионного соглашения и вынужденной возвращать медные месторождения государству. В материалах англичане сами признают мизерность своего вклада – 12 млн. долларов за полтора года. В Росприроднадзоре обещают довести начатое до конца, аналитики говорят о планомерном выполнении поставленных государственных задач, а историки уже нашли интересную параллель с началом XX века. Все это – в расследовании нашего агентства.
На этой неделе ряд СМИ Челябинской области разместил материалы о тяжелом положении английской компании «Eureka Mining», в начале 2005 года взявшейся за разработку трех медных месторождений на Южном Урале. В статьях планы иностранцев по освоению Михеевского, Тарутинского и Томинского месторождений назывались не иначе, как «один из крупнейших (если не крупнейший) инвестиционных проектов в нашей области». Читателям объяснялось, что английский инвестор хочет вложить в развитие горнорудной базы региона 450 млн. долларов, но не может, поскольку федеральные чиновники слишком рьяно исполняют требования закона.
«URA.Ru» неоднократно описывало ситуацию с лицензиями на три месторождения. Первоначально они были собственностью государственной Южно-Уральской горнорудной компании, но в ходе допэмиссии областное правительство потеряло контроль над данным активом, а лицензии перешли в новые дочерние предприятия, каждое названное по имени месторождения: «Тарутинское», «Томинское» и «Михеевское». Поскольку документы на работу на месторождениях были получены в 1997 году на пять лет, то в 2002-м они оказались уже просроченными, и, покупая три «дочки» в 2005-м, «Eureka Mining» уже обладала не совсем законными активами.
Сейчас представители английской компании делают акцент на другом факте. В материалах, размещенных челябинскими журналистами, отмечается, что, видя желание иностранцев инвестировать, власти могли бы пойти на уступки и дать «Eureka Mining» более благоприятные условия для работы. Например, продлить имеющиеся лицензии. Но вместо этого федеральные ведомства проявляют невиданную принципиальность и настаивают на отзыве разрешений на работу. В общем, самый крупный инвестиционный проект на грани краха, область теряет миллионы долларов и 500 рабочих мест.
Как удалось выяснить нашему агентству, кампания в СМИ, обильно снабженная комментариями представителей «Eureka Mining», не осталась незамеченной теми самыми федеральными структурами (имеется в виду Росприроднадзор и Министерство природных ресурсов РФ). «Все статьи попали в мониторинг, но результата не достигли. Мы восприняли их, как попытку повлиять на наши решения по отзыву лицензии на разработку Михеевского месторождения», - говорит высокопоставленный сотрудник Росприроднадзора, напоминая, что лицензии на два других месторождения уже отозваны.
«Eureka Mining» были созданы отличные условия для работы. Лицензия ведь до сих пор не отозвана, но что они сделали на Михеевке? Прокуратурой доказано: нарушения, которые надо было устранить в трехмесячный срок, не устранены, - продолжает государственный чиновник. - В отчетах говорится о вложенных 12 млн. долларов. Для разработки месторождения на полтора года – это крохи. Все остальное – только обещания, озвучивать которые можно, но где выполнение? Какой уж тут крупнейший инвестиционный проект». Он обещает, что работа по отзыву лицензии будет продолжена – осталось только получить последние документы из администрации губернатора Челябинской области (две недели назад «URA.Ru» уже сообщало о трудностях, возникших с их подготовкой).
Участники рынка, которым наше агентство направило опубликованные материалы, отмечают еще два важных момента. Компания «Eureka Mining» известна больше как перепродавец активов, а не крупный инвестор в металлургической отрасли. В последнее время часто говорится о возможном IPO компании, перед которым наличие лицензии на Михеевское месторождение – принципиальный вопрос, повышающий стоимость акций.
Второй важный момент – ситуация с использованием важных российских недр иностранцами. Последняя редакция закона «О недрах» запрещает продажу месторождений не российским компаниям. Самым показательным моментом борьбы с передачей недр сторонним структурам является проект «Сахалин-2», который разрабатывают исключительно иностранные холдинги и против которого активно выступают российские власти. Аналогичная политика проводится и на других месторождениях, так что в позиции Росприроднадзора в отношении Михеевки нет ничего удивительного.
Кстати, и в самом Челябинске история «Eureka Mining» может настораживать только плохих краеведов. В начале XX века в регионе уже работал англичанин Лесли Уркварт. В 1908 году он открыл первое российское производство по электролизу рафинированной меди: копал руду, обрабатывал, медь продавал России, а тяжелые металлы (такие, как золото и т.п.) увозил в Англию. В 1920 году, когда власть сменилась, англичанин обратился к советскому правительству с предложением восстановить несколько медных рудников, попросив сдать ему предприятия Русско-Азиатского акционерного общества в концессию на 99 лет.
Переговоры были начаты, но во время обсуждений позиций оказалось, что Уркварт собирается взвалить вину за вывод из строя заводов и шахт на СССР, после чего провести восстановление за счет государства. Как и сейчас, англичане утверждали, что без иностранных специалистов Россия не способна восстановить предприятия медной промышленности. В итоге в сентябре 1922 года Владимир Ленин написал на предварительном договоре с Урквартом: «Обещая нам доходы через два или три года, Уркварт берет деньги с нас сейчас. Это недопустимо совершенно. …Предлагаю отвергнуть эту концессию. Это кабала и грабеж». Договор был отвергнут.
«URA.Ru» будет следить за тем, какой резолюцией отреагируют челябинские власти на кампанию «Eureka Mining» за сохранение в регионе.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!