Новая интрига Сечина. Гендиректор «Сургутнефтегаза» Богданов номинирован в совет директоров «Роснефти»
1 марта — последний срок выдвижения кандидатов в совет директоров «Роснефти». Работа над распоряжением продолжается, говорит представитель правительства Дмитрий Песков. Один из чиновников правительства сказал, что еще несколько недель назад вице-премьер Игорь Сечин подписал резолюцию, которая не предусматривала никаких изменений в совете директоров «Роснефти», но потом сам же и передумал.
В новом, пока не утвержденном списке и оказалась кандидатура гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, рассказали «Ведомостям» два чиновника правительства. Появление в числе кандидатов представителя компании-конкурента — неожиданность, признается один из собеседников. Кто его номинировал и зачем, собеседники не знают. Слухи о номинации Богданова в совет «Роснефти» ходили, но выберут ли его, неизвестно, осторожничают сотрудник «Роснефти» и источник, близкий к «Сургутнефтегазу».
Выдвижение крупных бизнесменов в независимые директора входит в практику (Михаил Прохоров номинирован в совет «Шереметьево»), но Богданов — особый случай. 25 лет он возглавляет «Сургут» и не смотрит по сторонам: покупки компании, несмотря на накопленные гигантские средства, можно счесть по пальцам. Только однажды Богданову пришлось войти в совет директоров Росбанка — «Сургут» приобрел 20% его акций.
Новость непременно возродит слухи об объединении «Роснефти» с «Сургутом», которые будоражат рынок уже несколько лет. Что «Роснефть» может купить «Сургутнефтегаз», предположил в ноябре 2005 года политолог Станислав Белковский. Но руководители обеих компаний неоднократно отрицали такие планы. «Если хотите потратить часть газетной бумаги, можете еще раз написать, что за всю историю этих разговоров ни предложений, ни идей, ни экономических оценок такой сделки наша компания не делала ни разу. Не делает и делать не планирует», — говорил в 2008 году президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. «Эти слухи не более чем спекулятивная игра на рынке», — вторил Богданов.
Теперь источник, близкий к «Сургуту», говорит, что такая сделка обсуждается в Кремле. Сечин реанимировал идею, недавно рассказывали и два предпринимателя, знакомых с Богдановым. Логику они объясняют так: у «Сургута» много денег (на октябрь 2008 года его ликвидные активы достигли 383,2 млрд. рублей), а у «Роснефти» — долгов. Общий долг «Роснефти» на конец сентября был 20,8 млрд. долларов, чистый — 19,4 млрд. долларов. За три года компании нужно вернуть кредиторам 15,76 млрд. долларов, из которых 8,46 млрд. долларов — в этом году. Недавно «Роснефть» договорилась о кредите на 15 млрд. долларов от китайских банков. Правда, ни один из собеседников не объясняет, зачем такая сделка Богданову, а представитель «Сургута» от комментариев отказался. Представитель «Роснефти» вчера повторил, что у его компании нет интереса к покупке «Сургутнефтегаза», а появление Богданова в списке кандидатов в совет комментировать не стал. Богданов и Сечин на запрос «Ведомостей» не ответили.
Если никакого слияния так и не состоится, а Богданов все же войдет в совет «Роснефти», конфликт интересов просто неизбежен, констатирует исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов. Прямого запрета на участие в советах конкурирующих компаний в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованном ФСФР, нет, но прецедентов не было, отмечает он. В этом году в качестве независимого в совет директоров ТНК-BP вошел президент РСПП Александр Шохин. Он заседает в совете директоров ЛУКОЙЛа и номинируется в его новый совет. Обе компании пришли к выводу, что «конфликта интересов нет», объяснял Шохин. В случае пересечения интересов по каким-то вопросам Шохин, по его словам, может просто воздержаться от голосования.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!