А еще — культурные люди! В Екатеринбурге с учеником Коляды случился конфуз. Режиссерам надо запретить ставить пьесы Сигарева. ФОТО
Камерный театр презентовал спектакль по пьесе Василия Сигарева «Алексей Каренин». Одного только имени драматурга и режиссера было достаточно, чтобы небольшой зал был забит в течение нескольких вечеров. Всемирная известность драматурга Сигарева, неоднозначность режиссера Сигарева — и будущий зритель готов потратить время и деньги. В случае с «Карениным» сложно сделать однозначный выбор в пользу Камерного театра. Возможно, с большей пользой можно сэкономить деньги и провести время на диване и прочитать саму пьесу.
Интереснее всего было бы увидеть, как сам Сигарев поставил бы собственную пьесу. Каков был бы его выбор актеров, в каких декорациях им бы пришлось играть трагедии своей жизни?.. Хотелось бы посмотреть «Каренина» в постановке Веры Бирон в театре им. Моссовета, где главную роль досталась утонченному Георгию Тараторкину, а Анну играет Екатерина Гусева. Поскольку екатеринбургский Камерный театр представил спектакль добротный, качественный, но не очень интересный.
Перефразируя Толстого — «все счастливые спектакли счастливы по-своему, все несчастные похожи друг на друга». К сожалению, и от Льва Николаевича, и от Василия Владимировича на сцене остался лишь фактологический материал, куда-то исчезли психологические наблюдения, оставив после себя только отголоски эмоций для игры «по Станиславскому».
У Сигарева Каренин — сгусток мужского самосознания, понимания себя и уходящей жизни на фоне адюльтера жены. На страницах пьесы — одинокий немолодой человек, чье страдание намного сильнее любовных переживаний Анны. Именно одиночество, а не измена, связанное не столько с уходом жены, сколько с наступающей с возрастом ненужностью, главное чувство в пьесе. И рядом с таким Карениным — не Анна, которая лишь эпизод жизни, а сын Сережа. Он — продолжение, будущее своего отца, пока не понимающий, какая тяжесть может навалиться на него в ближайшее время.
«Алексей Каренин» — пьеса для постановки непростая. Сыграть сентиментальность мужчины, его борьбу с возрастом и жизненными обстоятельствами так, как это предлагает Сигарев, очень сложно. Донести прописанный драматургом образ сына Сережи — задача недетская. Возможно поэтому в Камерном театре получилось далеко не все.
В постановке режиссера Сергея Горбунова актеры «играли Толстого». Со сцены доносились отголоски трактовки образов, заложенных в нас еще со времен школьных уроков литературы. Каренину так и не удалось стать главным действующим лицом этой пьесы. Получился классический драматический спектакль, щедро сдобренный световыми эффектами, качественными костюмами, яркой сценографией. Правда, при заложенном Сигаревым минимализме действующих лиц и, как всегда, прописанных резкими штрихами линий взаимодействия между ними.
Если бы на афише значилось «Анна Каренина» по роману Льва Толстого, этот спектакль можно было бы посчитать очень удачным.
Но... это была пьеса Василия Сигарева по мотивам романа. Поэтому даже при хорошей актерской работе откуда-то из-за кулис доносился легкий диссонанс. И общее впечатление от спектакля — эффект обманутого ожидания: хотелось трагедии Каренина в трактовке драматурга Сигарева, а увиделось знакомое «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Хотя Николай Коляда как-то пожаловался — режиссеры не ставят пьесы его и его «детей» (учеников), хотя там всегда есть ЧТО ИГРАТЬ. А, если и ставят, то зачастую спектакль проигрывает пьесе. Возможно, рожденное Колядой новое поколение драматургов должно дождаться «своих» режиссеров. Или — как Сигарев — браться за режиссуру самим.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!