Росимущество продолжает передел собственности в Городке чекистов. В роли жертвы — уральская мода. «Будем одеваться в китайский ширпотреб, контрафакт и «реплики». ФОТОРЕПОРТАЖ
Одному из последних оплотов моды в Екатеринбурге — дому моды «Соло–дизайн» грозит выселение с последующим закрытием. Росимущество продолжает выселение арендаторов из подвалов в Городке чекистов. Наталья Соломеина, создатель дома моды «Соло–дизайн» сомневается в том, что ее предприятие сможет устоять перед столь серьезным наездом.
Подвал, в котором сейчас располагаются модный дом и производственные помещения, достался Наталье Соломеиной еще в 90-х. Начинающий дизайнер попала на прием к Вениамину Голубицкому, тогда занимающему пост министра по управлению государственным имуществом Свердловской области. После недолгого разговора Соломеина заключила охранно-арендный договор, по которому получила право занять подвал жилого дома на льготных условиях.
Подвалы в Городке чекистов в их естественном состоянии, в принципе, непригодны для использования. Находятся они в домах, построенных в 20–30 годы прошлого века. И хотя все эти здания в квартале улиц Ленина–Луначарского–Первомайская–Кузнечная признаны уникальным архитектурным комплексом эпохи конструктивизма, жить и работать в них довольно непросто. Дома в Городке чекистов — это деревянные перекрытия, изношенные коммуникации, обветшавшие фасады. В подвалах же все еще страшнее — сыро, мрачно и небезопасно.
Однако для небольших компаний конца 90-х возможность снимать такое помещение на льготных условиях была спасением. Причем тогда можно было не только платить за квадратные метры меньше, но и зачесть капитальный ремонт в счет арендной платы. Именно по такому пути пошла Наталья Соломеина. Подвал, где уже два десятка лет расположен модный дом «Соло–дизайн», был отремонтирован. Налажена устойчивая система гидроизоляции, вентиляции и энергоснабжения, которая не только освещает, но и обогревает помещения, так как изначально тепло в подвалах не предусмотрено. В небольшой комнатушке рядом с кабинетом Соломеиной находятся огромные вентили, отвечающие за водоснабжение всего подъезда. В отличие от основных коммуникаций, вентили неплохо выглядят и поддерживаются в хорошем состоянии. «Я отвечаю за их обслуживание и обеспечиваю круглосуточный доступ сантехников», — с горькой улыбкой говорит дизайнер Соломеина. Кроме того, в «Соло–дизайне» получает зарплату дворник, работу которого отмечают все жильцы подъезда. Собственно, также поступало большинство арендаторов подвалов Городка чекистов, или уже выселенные, или доживающие последние дни в помещениях, в которые было вложено немало сил и средств.
Передача помещений в цокольных этажах Городка чекистов «более эффективным арендаторам» началась, когда поменялся собственник зданий — из ведения области они перешли в федеральное подчинение. Как говорит Евгений Рябинин, начальник отдела государственного контроля за объектами культурного наследия: «До 2004 года МУГИСО осуществляло функции уполномоченного органа по управлению федеральным имуществом. В 2004 году было создано Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ФАУГИ, с 2004 года федеральным имуществом МУГИСО не распоряжается. Городок чекистов является объектом культурного наследия федерального значения, следовательно, им распоряжается территориальное управление ФАУГИ». «Переход» имущества в федеральную собственность происходит всегда по одному сценарию. «Без какого-либо предупреждения к нам зашли здоровые мужики бандитского вида. Ходили, заглядывали во все углы, — рассказывает Наталья Соломеина. — Напугали работниц. А у меня ведь молоденькие девочки работают. После этого внезапного осмотра мне предъявили новый вариант договора». В этом документе обозначена новая ставка арендной платы — 650 рублей за квадратный метр. «За такие деньги можно арендовать помещение в новом «офиснике». Например, деловой дом «Филитцъ» сдает площади за те же деньги, — справедливо замечает Соломеина. — Но мне же офисные помещения не подходят — у меня тут и show-room, и швейное производство».
Страсти вокруг подвалов Городка чекистов накаляются. Против Росимущества выступают не только арендаторы помещений в цокольных этажах, но и жильцы домов.
По их мнению, подвалы должны перейти в собственность ТСЖ, многие из которых уже неоднократно обращались в надзорные органы. Областная прокуратура в ответе на одну из жалоб встала на сторону жильцов. «Спорные подвальные помещения должны находиться в общей долевой собственности собственников жилых помещений, поскольку они используются для обслуживания жилого дома, в них расположены трубопроводы отопления, горячего и холодного водоснабжения, регулирующее и запорное оборудование. Учитывая изложенное, право собственности Российской Федерации на подвальные помещения оформлено неправомерно», — констатировал в своем ответе заместитель прокурора Свердловской области Дмитрий Чуличков. Однако изменить или опротестовать право собственности Росимущества на площади в Городке чекистов уже нельзя. Активную борьбу за подвалы федералы начали, дождавшись момента истечения срока исковой давности.
«Я не вижу другого выхода — только закрывать предприятие, — говорит Соломеина. — Но не могу даже думать об этом. «Соло–дизайн» для меня, как ребенок». Есть и другая сторона вопроса, которую можно назвать общегосударственной. Предприятий, подобных модному дому, практически не осталось. Легкая промышленность и самая его «красивая» часть, fashion–индустрия, исчезли в 90-е. Были закрыты дома моделей и швейные ателье, камвольные комбинаты и фабрики. «Нас заставляют одеваться на рынке, покупать контрафакт, «реплики» и китайский ширпотреб», — резюмирует Соломеина. И даже проникновение на российский рынок модных брендов не решает проблемы. У нас другой климат, иные антропометрия и размерные признаки. Именно поэтому многим россиянам с трудом удается найти свою марку. В Екатеринбурге проблема «одеться модно и красиво» частично решалась с помощью Ларисы Селяниной, Людмилы Пашевич и Натальи Соломеной. Только эти трое выжили, вопреки двум кризисам, отсутствию поддержки малому бизнесу, наплыву китайско-турецких шмоток и западных брендов. У каждой — свой круг постоянных клиентов. Имена местные дизайнеры называть не любят: работа с заказчиками — дело почти интимное. Но иногда информация просачивается. Накануне дня рождения шикарное платье от «Соло–дизайн» продемонстрировала директор телекомпании «Четвертый канал» Алена Вугельман, ежегодно коллекции вечерних платьев от «Соло–дизайн» показывают во время финального выхода конкурсантки «Мисс Екатеринбург».
Тем не менее, несмотря на востребованность такого вида деятельности, «модный бизнес» планомерно «съедается» российской экономической моделью. В прошлом году в екатеринбургский техникум дизайна и сервиса на специальность «конструирование и моделирование» одежды поступило 14 человек. В этом году, скорее всего, набор будет еще меньше: учебные заведения вынуждены сокращать бюджетные места ради «модных» направлений таких, как «гостиничный бизнес». Дизайнеры одежды, получившие диплом архитектурной академии, стремятся как можно быстрее покинуть Екатеринбург — здесь легально работать негде, а значит, нет возможности сделать себе имя.
Сейчас модный дом «Соло–дизайн» — это швейный цех, оснащенный самым современным оборудованием, скорняжное производство. Штат не велик — около 30 человек. Как говорит Соломеина, это «красивая работа для женщин, у которых в руках ремесло». Если Росимущество продолжит свою «рейдерскую» политику, все они окажутся без работы. Ну, или пойдут торговать в киоски.
Способов изменить ситуацию немного. Есть невероятность, что собственники жилых домов — ТСЖ — обратятся в суд с ходатайством о восстановлении срока исковой давности. И решение будет принято в их пользу. Но, скорее всего, можно прогнозировать иное развитие событий. Вариантов два. Арендаторов из цокольных этажей Росимущество выселит. Или все-таки сдаст площади в аренду по завышенным ценам. Хотя сейчас подвалы домов Городка чекистов по Луначарского, откуда были выселены практически все компании, стоят пустыми. Второй вариант, который специалисты считают наиболее вероятным, еще более печален. Цокольные этажи будут выведены из реестра объектов культурного наследия, приватизированы и проданы.
Что интересно, Росимущество интересуют сейчас исключительно благоустроенные подвалы, с отоплением, освещением, вентиляцией, пожарной сигнализацией. Те, куда страшно заглядывать, в сферу интересов федерального собственника не попадают. Наталья Соломеина, приоткрыв дверь в один из таких полуразрушенных подвалов, с легкой усмешкой произнесла: «Мне предлагают выбрать… Или платить по 650 рублей за каждый метр моих площадей, которые я отремонтировала. Или переехать сюда — где даже бомжи не живут. Привести все в порядок и снова ждать оценщиков из Росимущества».
Глава ТУ Росимущества по Свердловской области Алексей Рогов не отрицает заинтересованности своего ведомства именно в благоустроенных помещениях: «Мы же пришли не в подвалы с трубами. Мы пришли во вполне цивилизованные офисы и магазины. Говорить о том, что они используются как общедомовая собственность, как минимум, смешно».
С 2009 года, то есть с момента истечения срока исковой давности, Росимуществом были выселены более 20 компаний из Городка чекистов, магазин косметики «Рив Гош», «Интурист Магазин Путешествий», магазин SELA, культовый паб «Gordon's», Уральский минералогический музей. Теперь этот список может пополнить модный дом «Соло–дизайн», один из старейших на Урале и один из немногих выживших.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!