Кулаченко не шутила: будут резать. Минфин подсчитал потери от налоговых льгот бизнесу и ужаснулся
Из-за налоговых преференций консолидированный бюджет РФ в прошлом году недополучил 1,8 трлн рублей, или 2,9% ВВП, пишут «Ведомости» со ссылкой на мониторинг Минфина. Почти 95% потерь — льготы по четырем налогам: на прибыль, добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых и имущество организаций. Инвентаризация — первый шаг, говорил министр финансов Антон Силуанов в сентябре, к следующему бюджетному циклу Минфин представит Думе список льгот, которые можно отменить в
В 2014 году дефицит бюджета запланирован на уровне 0,5% ВВП. Премьер Дмитрий Медведев в связи с недобором доходов поручил Минфину и Минэкономразвития до 15 мая 2014 года проанализировать эффективность налоговых льгот. Соответствующие рекомендации, как уже писало «URA.Ru», были спущены ведомством Силуанова и в регионы. По словам министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко, какие-то шаги в этом направлении будут делаться уже в первом полугодии 2014 года.
По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, экономический эффект от 117 из 128 действующих налоговых преференций вообще не оценивается. Льготы — это налоговые расходы бюджета, считают Минфин с ФНС. А для Минэкономразвития это компенсация потерь, которые несет бизнес из-за институциональных недостатков, говорится в отчете Счетной палаты, хотя бизнесу они не очень помогают, бюджет с 2010 года по первое полугодие 2012 года недополучил 1 трлн рублей. А по подсчетам «Ведомостей» на основе мнений экспертов и чиновников, сложности могут возникнуть с доходами в 1,6 трлн рублей.
При этом многие льготы практически не применяются, писали аудиторы. Особые экономические зоны не востребованы: из зарегистрированных в них 300 резидентов деятельность вели 117.
Исходя из данных Минфина, наибольшие потери бюджет несет от прямых налоговых льгот: в 2012 году они составили 71,7% всех налоговых расходов. Самые дорогие льготы — по НДПИ для выработанных (156 млрд рублей, или 0,25% ВВП) и новых (89,4 млрд рублей, или 0,14% ВВП) месторождений.
Среди других преференций самые дорогие — амортизационная премия (0,22% ВВП), снижение прибыли на убытки (0,21%) и нулевая ставка по дивидендам российских компаний (0,13%).
Минфин пока лишь хочет создать инструмент для анализа налоговых расходов, успокаивает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин: «Вполне возможно, правительство и Дума сделают вывод, что надо не отменять льготы, а, наоборот, вводить новые».
Отказаться можно от большинства льгот, не церемонится другой сотрудник Минфина. Сделать это будет непросто, возражает высокопоставленный чиновник Минфина, будем смотреть.
Выводы еще не сделаны, говорит и представитель Счетной палаты: для анализа будет создана специальная группа с участием Счетной палаты, Минэкономразвития, ФСТ, «Опоры России» и РСПП.
Чиновники лукавят, когда говорят о выпадающих доходах, считает сотрудник нефтяной компании, без льгот их бы вообще не было — например, не разрабатывались бы новые месторождения и закрывались бы старые.
Член правления «Интер РАО» Александр Пахомов полагает, что отмена налоговых преференций снижает инвестиционную привлекательность отрасли и желание компаний вкладываться в инфраструктуру: отменяя льготы, нужно предлагать механизм компенсаций для инвесторов.
Относительно безболезненным может стать только отмена послаблений в транспортном и земельном налогах, считает партнер «Щекин и партнеры» Кирилл Рубальский.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!