Кто-то явно врал. В Курганском городском суде допрошены последние свидетели по делу Бухтоярова. Развязка близка
Рассмотрение уголовного дела в отношении экс-первого заместителя губернатора Зауралья Александра Бухтоярова подошло к завершающей стадии. На следующем судебном заседании состоятся прения сторон.
Между тем сегодня, 22 ноября, в суд повторно явился один из главных свидетелей обвинения тюменский предприниматель Виталий Мальцев, который, по версии следствия, и передал Александру Бухтоярову в качестве взятки снегоход за содействие в получении права аренды на Спорновское охотничье угодье.
Допрос Мальцева начал адвокат Сергей Логинов. Он попросил свидетеля вспомнить, как и при каких обстоятельствах тот давал свои первые показания по уголовному делу в отношении Александра Бухтоярова. Бизнесмен пояснил, что это было 19 декабря 2012 года в городе Тюмени. Он был задержан примерно в 5 часов 45 минут на входе в аэропорт Рощино. «Без объяснения причин. Сказали, что на месте все объяснят. У меня изъяли и паспорт, и мобильный телефон», — заявил Мальцев, объясняя тем самым тот факт, что допрос проводился без адвоката — он не мог вызвать защитника.
Задержанного предпринимателя привезли в следственное управление. Допрос вел следователь СУ СКР по УрФО Игорь Ощепков. Его интересовало, знаком ли Мальцев с бывшим депутатом Курганской областной Думы Михаилом Гурко и первым заместителем губернатора Александром Бухтояровым, также выяснялись обстоятельства передачи снегохода должностному лицу.
Больше всего сторону защиты (впоследствии и сторону обвинения) интересовали обстоятельства появления заявления, подписанного Мальцевым, согласно которому он говорит, что согласен сотрудничать со следствием и помогать раскрытию преступления о взяточничестве. «Все проходило впопыхах. Заявление распечатал следователь (текст действительно набран на компьютере. — ред.), это было уже вечером. Никто мне не разъяснял суть статей, указанных в заявлении. Я подписал. Подписывая заявление, я понимал, что должен отвечать за свои слова и содействовать следствию. День был тяжелый. К вечеру у меня уже голова шла кругом», — заявил Мальцев.
В суде Виталий Мальцев еще раз подчеркнул, что никогда не признавал и не признает себя взяткодателем: снегоходы он предоставил Михаилу Гурко в качестве вознаграждения за оказанные услуги, но не Александру Бухтоярову как должностному лицу, способствовавшему получению охотугодья.
Вторым допрошенным в суде сегодня был тот самый старший следователь отдела по особо важным делам СУ СК России по УрФО Игорь Ощепков. Отвечая на вопрос прокурора, он сообщил, что «сейчас вспомнил» Мальцева, которого он допрашивал по уголовному делу в отношении Александра Бухтоярова.
Ощепков рассказал про тот допрос, о котором стороны спрашивали и Виталия Мальцева. Вспомнить точно, когда это было, следователь не смог, назвав лишь предположительный период. «Я находился в Тюмени, там, в нашем следственном подразделении. Все. Он [Мальцев] приехал (был доставлен или не доставлен, я не могу сказать). Я не могу сказать, что он доставлялся, скорее всего, он вызывался. Я находился в кабинете, он зашел, представился: „Мальцев“. Мы с ним переговорили на ряд интересующих вопросов», — рассказал Игорь Ощепков.
Следователь отрицал, что у предпринимателя Мальцева были изъяты паспорт и сотовый телефон. Игорь Ощепков также заявил, что Мальцев сам изъявил желание сотрудничать со следствием, и с ним даже была достигнута договоренность провести очную ставку с Михаилом Гурко (который каким-то образом в это же время оказался в Тюмени, хотя ранее находился в СИЗО Екатеринбурга, а на следующий день, 20 декабря, в отношении него был оглашен приговор в Курганском городском суде). «Никакого давления на Мальцева не было. Все было добровольно. Инициатива все рассказать исходила от него», — заявил Ощепков.
Существенные разногласия в показаниях следователя и свидетеля возникли, когда речь зашла о заявлении Мальцева и его готовности сотрудничать со следствием. «Это заявление Мальцев либо сам напечатал и передал мне, либо я по его просьбе распечатал, и он расписался», — сообщил следователь.
Однако предприниматель, присутствовавший в это время в зале суда, категорически опроверг эти показания. Виталий Мальцев настаивал на своем: готовое заявление ему дал следователь, он его только подписал, особо не вникая в его суть и в суть указанных статей Уголовного кодекса. «Следователь однозначно знал, что меня задержали, что я 14 часов провел у них в отделении, что меня сняли средства. У меня был билет на самолет. И я вдруг в 6 утра принимаю решение прийти написать заявление? Как это? — недоумевал Мальцев. — Я его не мог, однозначно, написать. Оно было распечатано следователем. Мне сказали, что это формальность, что мне надо подписать. Это было после всех допросов».
В свою очередь следователь Игорь Ощепков вспомнил, что «заявление вообще изначально было составлено, еще до всех допросов», но кто все же его составлял, он четко так и не сказал. Лишь сообщил суду, что в тот день в Тюмени работало «почти все управление», и второй допрос Мальцева и его очную ставку с Михаилом Гурко проводил уже другой следователь.
Игорь Ощепков также пояснил, что действия Виталия Мальцева вполне можно было расценивать как преступление — фактически предприниматель является взяткодателем. Но поскольку он «изначально сообщил об этом, оказал содействие следствию», его освободили от уголовной ответственности. «Он нам много чего рассказал. Благодаря его показаниям, мы нашли многих свидетелей здесь, в городе, которые участвовали с этой схеме. Для меня все это было ново, я это расценил как содействие следствию», — признался следователь.
Сторонам осталось подготовиться к судебным прениям. Они состоятся 4 декабря. После чего суд удалится в совещательную комнату для постановления приговора.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!