Пора приступать к «Решительным действиям». «Мы уже скупили все продукты в афро-шопе»
Необычный арт-фестиваль екатеринбуржцам предлагает посетить Уральский филиал ГЦСИ. С 16 по 30 августа на набережной Исети совершатся «Решительные действия» — максимально интерактивное и очень многообразное мероприятие при участие восьми художников. Четверо из них представляют Екатеринбург, четверо — Лондон.
О том, как рождался фестиваль, и во что вылилось желание создать новое место притяжения для неравнодушных горожан, «URA.Ru» рассказала Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства.
— 2014-й — год культурного обмена между Россией и Великобританией, и мы задались целью найти интересных британских партнеров, которые работают с проектами преобразования городской среды. Мы задумались о том, как выглядит наша набережная и что мы можем привнести в ее повседневную жизнь. В Лондоне очень активно работают с практикой внедрения искусства в общественные пространства и немузейные территории. Благодаря агентству «The July16» мы познакомились с проектом BOLD Tendencies, он был создан в 2007 группой художников с целью создавать новые проекты в неожиданных городских пространствах и за несколько лет стал мощнейшим летним проектом, который привлекает больше полумиллиона жителей в скульптурный парк на заброшенной парковке района Пэкхам. Именно этот фестиваль стал толчком для множества креативных проектов, развивающих территорию. Нам показалось интересной история, как небольшой проект превратился в многодневный многожанровый фестиваль с образовательными мастер-классами, лекциями, перфомансами. Мы начали переговоры, и с нами согласился поработать куратор Свен Мюнднер, один из основателей проекта Bold Tendencies, совместно с Ильей Шипиловских, куратором из ГЦСИ.
Инсталляции из зеркальных скульптур Натальи Пастуховой
— Восемь художников будут создавать некий единый арт-проект, или каждый будет творить индивидуально?
— Идея фестиваля «Решительные действия» не столько в совместной работе, сколько в возможности, которую получит каждый из участников — высказаться в пространстве нашей набережной на поляне возле ГЦСИ, заставить заиграть это место новыми красками. Ну и, конечно, есть задача создать пространство для общения, показать проекты художников, которые, возможно, только из коммуникации и состоят. Мы ведь мало говорим об искусстве, разных его измерениях, способах взаимодействия с широкой публикой, День города — прекрасная для этого возможность.
Кстати, пространство перед ГЦСИ мы не первый раз используем для каких-то активностей. В этом году мы сделали специальную программу летней площадки «Лето. Двор. ГЦСИ». К сожалению, получилась несостыковка наших замыслов и погоды, но, надеюсь, вторая половина августа даст нам возможность реализовать планы.
Свен и Илья подбирали британских и российских участников, соответственно, и продумывали, из чего будут состоять «решительные действия». Прежде всего, это должен быть решительный выход на улицу со своими идеями. И решительный настрой на коммуникацию. Именно этим для нас необычен этот фестиваль — он будет в меньшей степени сосредоточен на объектах и в большей — на процессе их презентации.
Железные сварные конструкции Анны Желудь
— А что придется делать тем, кто придет?
— Например... Есть среди участников Зои Аджонио, африканская художница, живущая в Лондоне и работающая в русле очень модного сегодня направления community art. Это искусство, создающее ужин-клубы, мастер-классы и продуктовые перфомансы. У Зои — африканские корни, она гуру Ганской кухни. Ее проект — это приготовление национальных блюд, для которых пришлось сделать серьезный закуп продуктов в московском афро-шопе. С одной стороны, мы видим максимальную демократизацию (все люди едят) и вовлечение в проект всех желающих, а с другой — достаточно элитарный проект, когда прием пищи позиционируется художником, как акт искусства, а приглашенные — не просто едят, а участвуют в художественном событии.
Перфоманс «Ганская кухня» Зои Аджонио
— Где тут скрывается искусство?
— В процессе. Есть такое понятие, как эстетика взаимодействия. В тот момент, когда мы общаемся и наблюдаем за художницей, мы находимся не на кулинарном мастер-классе, а видим в процессе приготовления и поглощения еды эстетическое событие и ощущаем себя частью художественного проекта. Главное, подходить к этому действию без скепсиса и снобизма. Когда художница уедет, то артефактом от этого перформанса останется стол: еда закончится, а он останется. И мы будем приглашать к столу новых участников для общения...
Оливер Гриффин — инсталляция из найденного объекта и фотодокументации процесса
— Что еще останется после фестиваля?
— Мы не планировали оставить после него «сад скульптур». Нам хотелось сделать фестиваль максимально интерактивным. И «живым» — все объекты создаются начиная с сегодняшнего дня, и момента открытия занавеса не будет. Единственный проект, который готов уже сейчас — это работа концептуальной дизайн-студии «Хато». Совместно со студентами художник и дизайнер Кен провел исследование, мастер-класс и придумал специальный шрифт для Екатеринбурга. Ребята много ходили по городу, занимались собиранием визуальных образов, искали закономерности и акценты. В итоге, на финальную версию дизайнеров вдохновили таблички расписания интервалов движения на автобусных остановках. Не знаю, что потрясло нашего гостя больше — их сине-белая эстетика или полная нефункциональность, так как расписание это не соблюдается. Так были разработаны полноценные шрифты — английский и русский. И фирменный стиль фестиваля — это и есть проект студии «Хато».
Шрифт для Екатеринбурга, основанный на характерных для города элементах от студии «Хато»
— Будут ли проекты, связывающие Лондон и Екатеринбург?
— Оливер Гриффин будет делать проект, который относится непосредственно к месту. Этот художник разрабатывает многолетний проект, посвященный скуке, даже придумал термин borism («скучизм»). Поэтому ему хотелось найти объект, достаточно скучный функционально, но интересный идеологически. Вдохновила его история завода в Каслях, по приезду в Екатеринбург он отправится в исследоватльскую поездку на завод и должен найти там объект, который станет центром его инсталляции. Еще один лондонский участник Люк Харт делает универсальные пластические соединения, сочетая несочетаемые материалы, например, металл и резину, пластик и жидкости... Он будет что-то делать с трубами, которых, как он увидел, у нас производится очень много.
Но главное, это интерактивные программы — наша поляна перед ГЦСИ начнет активно жить, начиная с двух часов 16 августа. И так весь день до самого вечера. Мы надеемся, по аналогии с «Музеем всего» сделать «фестиваль всего», предлагая множество интересных инициатив. Главное условие для зрителей — отсутствие скепсиса и здоровое любопытство. Это поможет людям, пока еще не вовлеченным в современное искусство, повернуться к нему лицом, выйти на улицу и попробовать сделать что-то совсем не характерное для повседневной жизни, и увидеть много интересного. В частности, конечно же, все мы ждем новую работу Тимофея Ради — она появится с воскресенья на мосту на Малышева.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!