«Осталось выбрать виноватого». Уральские регионы на пороге массовых протестов. Первый на очереди — Пермский край
Рост неопределенности в результате развития экономического кризиса в России вызвал у россиян, скорее, апатию и депрессию, чем нарастание активности. Об этом говорит рейтинг социально-политической устойчивости аналитиков фонда «Петербургской политики» за январь.
Несмотря на уже начавшиеся сокращения производств и кадров в различных регионах страны, протестов среди населения по разным прогнозам стоит ожидать лишь весной или даже осенью 2015 года.
Аналитики отмечают, что первый месяц нового года стал временем постепенной и напряженной адаптации регионов к изменению экономической конъюнктуры, когда не оправдались прогнозы ни оптимистов, ни скептиков. «Рост цен, планы сокращения производств и другие негативные моменты экономической ситуации, безусловно, были весьма чувствительными и для населения, и для бизнеса», — говорится в аналитическом комментарии рейтинга.
При этом начинают появляться новые очаги негатива: одно из таких «открытий» совершили владельцы валютной ипотеки. Однако в целом население, скорее, пребывает в индифферентном, чем в возбужденном состоянии. Кроме общей неопределенности, на настроении сказываются и попытки переключения повестки дня на внешние темы, среди которых известия о событиях на Украине, критика религиозных карикатур и тому подобное.
Что касается поведения региональных властей, эксперты отмечают, что, столкнувшись с необходимостью принимать оперативные меры по ограничению роста цен, властные структуры не имели возможности сконцентрироваться на других социально-экономических приоритетах. Так, им пришлось смириться со случаями приостановки работы отдельных предприятий, сокращения персонала.
В настоящее время регионы находятся в процессе адаптации к необходимости пересмотра ряда проектов и бюджетных расходов, а также к дополнительным мерам по регулированию экономики под лозунгами импортзамещения и противодействия санкциям — в частности, нововведениям по ограничению госзакупок импортных товаров в машиностроении.
Стоит отметить, что, по данным рейтинга, уровень социально-политической устойчивости в некоторых уральских регионах в январе был довольно высок. Так, Тюменская область и вовсе занимает в списке субъектов первую позицию с рейтингом 8,3 балла, чуть ниже (ровно 8 баллов) уровень социально-политической устойчивости в ЯНАО. В других регионах обстановка несколько сложнее: в списке субъектов со средним уровнем устойчивости — Свердловская, Челябинская (по 6,3 балла), Курганская (ровно 6 баллов) области и ХМАО (6,4 балла). Пермский край со значением рейтинга 5,6 балла и вовсе попал в перечень регионов с пониженной устойчивостью.
Среди событий, оказавших определенное влияние на ситуацию в регионах в январе 2015 года, относительно Свердловской области эксперты вспоминают начало массовых сокращений на ОАО «Уральский Асбестовый горно-обогатительный комбинат», а также переход алапаевской Первой лесопромышленной компании на сокращенную рабочую неделю в связи с падением заказов. В Пермском крае — полное отключение уличного освещения в городе Александровск из-за долгов перед «Пермэнергосбытом». В Челябинской области среди примеров влияния экономической конъюнктуры на ситуацию в регионе, кроме прочего, упоминается закрытие пивоваренной компанией «Балтика» своего завода в Челябинске, заявление в арбитражный суд о признании банкротом за долги Каслинского завода художественного литья, а также угроза банкротства Уфалейского завода металлоизделий. В ЯНАО — сокращение Газпромом финансирования Бованенковского и Тазовского месторождений, часть средств с которых планируется направить на проект строительства газопровода «Турецкий поток».
«Пока реакция населения оставалась достаточно сдержанной, тактически для власти это неплохо, что виновник не появился, стратегически — не ясно, кого население выберет в качестве виноватого», — говорит президент фонда Михаил Виноградов, слова которого приводит РБК. «Количество негативных новостей остается высоким и касается большого числа регионов. В этом плане власть впадает в зону рисков, поскольку граждане в целом склонны завышать возможности государства», — резюмирует Виноградов.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!